Депутатам предложили себя выпороть

Правительство хочет избавиться от “бюджетного” контроля Думы

“Кризиса у нас нет”, — как мантру повторяет в последние дни премьер-министр Путин. Но чрезвычайные меры в бюджетной политике почему-то требуются… Вчера депутаты обсуждали закон, фактически лишающий парламент его единственного серьезного конституционного полномочия — контроля за расходованием бюджетных средств.

Вчера на внеочередном заседании предполагалось обсудить сразу несколько мер, которые депутаты неполиткорректно продолжают называть антикризисными. Среди них были и поступившие накануне из правительства предложения о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Изменения эти должны были дать кабинету министров полную (без преувеличений) свободу в распоряжении казной и Резервным фондом. Частично требования правительства комитет, а потом и Дума поддержали. И вот в течение 2009 года правительство сможет использовать и Резервный фонд, и остатки средств бюджета (те деньги, что были по каким-то причинам не истрачены в предыдущем году) без санкции парламента. Сейчас все подобные действия Бюджетный кодекс требует обязательно закреплять законом.

Использовать вышеназванные немалые средства можно будет “на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета”.

Еще одна позиция, которую думское большинство сдало без боя, — предоставление правительству права своей волей, без оформления законом, осуществлять в следующем году инвестиции в госучреждения и государственные унитарные предприятия. Власти субъектов Федерации получают такое же право — в пределах своей территории и своих бюджетов.

Согласившись с беспрецедентным расширением полномочий правительства и урезанием собственных, даже правоверные “единороссы”, контролирующие Комитет по бюджету и налогам, не смогли с ходу удовлетворить еще одну просьбу кабмина: дать Минфину право без внесения изменений в закон о бюджете оперативно перебрасывать деньги с одного раздела на другой, с одного года на другой (в пределах плановой трехлетки). Например, запланированные на поддержку сельского хозяйства средства передать Минобороны (с обязательством вернуть их Минсельхозу в следующем году). Более того: правительство захотело само, без согласования с парламентом, принимать решения о финансовой поддержке негосударственных компаний.

Казалось бы, в чем проблема? Правительство Владимира Путина в этой Госдуме отказа никогда не получало, и депутаты готовы собраться в любое время дня и ночи и проголосовать за любое предложение о внесении изменений в бюджет. Наверное, Минфину просто надоело писать поправки, оформлять их в виде законопроектов, придумывать обоснования тем или иным расходам…

Вчера заседание Думы началось в 14.00. С утра пошли слухи, что правительство в лице Минфина все-таки будет настаивать на своем. Ждали “тяжелую артиллерию” — вице-премьера Алексея Кудрина. Но он не пришел, и расширяющий полномочия правительства закон был принят без шокировавшей всех поправки. Но принят лишь во втором чтении. А это значит, что к следующей неделе может быть предпринята еще одна попытка. Депутаты говорили, что консультации еще не закончились, ищут взаимоприемлемую формулировку.

Если эта формулировка будет из серии “то же самое, но вид сбоку”, в здании в Охотном Ряду можно заколачивать двери и окна, а депутатов распускать — за ненадобностью.

P.S. Борис Грызлов, спикер Госдумы, вчера сказал журналистам: “Нам нужно Россию оградить от мирового финансового кризиса. Пока это удается. Но все время есть необходимость в принятии дополнительных мер…”

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру