Велотекущая шизофрения

Александр Кузнецов: “Если ситуация не изменится, наши велогонщики на следующей Олимпиаде останутся без медалей”

Федерация велоспорта России всегда считалась одной из самых неблагополучных и скандальных в национальном Олимпийском комитете.

Но до определенного момента на это просто закрывали глаза, потому что всегда были медали: и на чемпионатах мира, и на Олимпийских играх. Однако после Олимпиады в Пекине, откуда наши гонщики не привезли ни единого “золота”, ситуация накалилась настолько, что наиболее авторитетные представители российского велоспорта во главе с известнейшим тренером Александром Кузнецовым собрались за “круглым столом”, чтобы обсудить накопившиеся проблемы.

— Для специалистов давно было ясно, что обещанных медалей не будет, и мы об этом предупреждали спортивных руководителей страны, но приятнее и проще было верить обещаниям руководителя нашей федерации Александра Гусятникова, нежели мнению ведущих тренеров, — жестко констатировал Кузнецов. — Самое страшное в том, что до сих пор нет никакого реального анализа причин поражения в Пекине и никаких телодвижений в работе над ошибками.

“Всех специалистов из федерации выгоняют!”

Александр Кузнецов на самом деле очень выдержанный, можно сказать, железный внутренне человек. Но чувствовалось, как кипит все у него внутри. Он даже не пытался сдерживать эмоции.

— По сути, никакой федерации у нас сейчас просто нет, — продолжал он. — Нет ни тренерского совета, ни коллегии судей… Суть в том, что у нашего нынешнего президента нет ни государственного статуса, в отличие от руководителей других российских спортивных федераций, ни финансовых возможностей. Но хуже всего то, что он вынудил уйти из ФВСР практически всех компетентных специалистов: и генерального секретаря ФВСР Анастасию Лихаеву, и единственного в России международного комиссара УСИ категории “А”, имеющего права судить чемпионаты мира и Олимпийские игры, — Александра Ильина. Помню, как изгоняли двукратную чемпионку мира в групповой гонке Светлану Самохвалову… Обстановка в федерации стала просто невыносимой, из-за этого уехали из России большинство лучших тренеров — в том числе ведущий специалист в спринте Станислав Соловьев, который теперь работает в Белоруссии. А наши звезды — птенцы “павловского гнезда”, как мы их называем, — олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира Ольга Слюсарева и двукратный олимпийский чемпион и рекордсмен мира Вячеслав Екимов? Их мы тоже потеряли. Представьте, Екимов, проехавший 14-й “Тур де Франс” и являющийся экстраквалифицированным специалистом, сейчас работает спортивным директором в команде “Астана”! Кстати, туда же, в Казахстан, еще раньше уехала и олимпийская чемпионка Зульфия Забирова — также не найдя общего языка с руководством ФВСР. И в то же время руководители нашей федерации приглашают в новую российскую суперкоманду “Катюша” не Вячеслава Екимова, а существенно менее значимых зарубежных специалистов!

— Но как это объяснить?

— Получается, такие заслуженные люди в нашей федерации никому не нужны. А ведь с последнего чемпионата мира мы вообще ни одной медали не привезли — впервые за 10 лет. Мы рухнули на какую-то невероятную глубину!

“В главном спортивном вузе страны закрыли кафедру велоспорта”

— Один тот факт, что с этого года в главном спортивном вузе страны, Российском государственном университете физической культуры, закрыли кафедру велоспорта — согласитесь, просто вопиющий. Учитывая, что на Олимпийских играх в велоспорте разыгрывается 18 комплектов медалей! И, естественно, большинство лучших велогонщиков-юниоров, которых отбирали по всей стране, тренируются именно в Москве. Однако теперь им просто некуда идти после окончания школы. Молодежь словно попадает в удушливый мешок. Хорошо, что у нас в Питере в университете им. П.Ф.Лесгафта кафедра существует, и ей, к счастью, ничего не угрожает. Однако для такой огромной страны, как Россия, этого совершенно недостаточно — учитывая невероятную популярность и массовость велоспорта.

— Что мешает переизбрать президента, который, судя по всему, не устраивает никого?

— На самом деле переизбрать этого президента почти невозможно, потому что на перевыборных конференциях участвует очень много представителей региональных федераций, которые никого, кроме действующего руководителя, не знают и общей ситуацией не владеют. Поэтому просто автоматически голосуют за того, кто есть.

“У меня теперь молодые ребята — с ними и буду работать!”

Александр Кузнецов на самом деле личность уникальная. Тот самый “кит”, на котором во многом держится российский велоспорт. Девять лет он строил велотрек в Санкт-Петербурге и обречен еще столько же лет возвращать взятые на стройку кредиты. Многие помнят, как его дочь — одна из ведущих теннисисток мира Светлана Кузнецова — отдала отцу миллион долларов гонорара за победу на US Open-2004 — чтобы хоть как-то помочь. Именно в питерской школе Кузнецова выросли многие российские звезды велоспорта, в том числе Вячеслав Екимов и олимпийский чемпион Афин Михаил Игнатьев. К сожалению, за полтора года до Олимпиады в Пекине 8 воспитанников этой школы не смогли устоять перед выгодным предложением. “Птенцы Кузнецова” решили променять “родное гнездо” на коммерчески выгодное предложение спонсора и уехали гоняться за его команду в Италию. На том их успехи и закончились.

— Почему же вы не удержали своих воспитанников? Ведь были же контракты, взаимные обязательства, — поинтересовалась я у Александра Анатольевича.

— Аргументы против больших денег найти трудно, а удерживать силой контрактов — значит создать в команде невыносимую обстановку. Я только предупредил своих воспитанников, что их выбор слишком поспешен и, возможно, ошибочен. Но отпустил с богом. Просто общаться перестал. Конечно, уход паровозов существенно усложнил процесс подготовки молодых гонщиков: им стало не от кого запитываться мастерством. И теперь понадобится несколько лет на подготовку новых лидеров. Но, к счастью, талантливые парни есть, и я буду с ними работать. Надеюсь, они окажутся более принципиальными.

Велоспорт в России оказался сейчас, по сути, совершенно бесхозен. Нам запретили тренироваться и соревноваться на федеральных трассах — а в России практически все дороги федеральные! Притом что во всем мире подобные запреты распространяются исключительно на крупные автобаны. Это в очередной раз подтвердило, что передача государственных функций общественному органу — Федерации велоспорта (ФВСР) — оказалась ужасной ошибкой. И если все будет продолжаться в том же духе, мы и на следующей Олимпиаде — в Лондоне — можем остаться без медалей!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру