Что и почем будет в магазинах?

“МК” опросил торговцев и чиновников

Кризис добрался до прилавков: теперь главное — не допустить пустых полок и дефицита продуктов. По прогнозам, доля дорогой продукции в магазинах в ближайшее время сократится с 30 до 15%, а среднеценовой — возрастет с сегодняшних 45 до 50—55%. Все, что останется, возьмут на себя самые дешевые продукты — покупатели уже сейчас начали экономить. Что натворил кризис на прилавках и чего ждать в дальнейшем, “МК” узнал у торговцев и чиновников, которые в конце прошлой недели собрались в столице обсудить, как жить дальше.


Федеральная торгово-закупочная система “Т Три С”

— Поставщики товара в магазины существенно увеличили цены. В частности, это коснулось рыбных товаров, мясных консервов, колбасных изделий. По этим категориям цены росли на 20—30% только за сентябрь — начало октября. В августе примерно так же дорожали икра, мед. Самый впечатляющий рост цен идет на овощи-фрукты — до 60%. Причиной тому целая совокупность факторов: это и удорожание кредитов, затем доставки, колебания доллара, а также тот факт, что предприятия сокращают производство из-за кризиса ликвидности. Все это неминуемо бьет по рознице: на полках продукты дорожают еще резче. И это еще не все: так как у сетей нет денег, чтобы расплачиваться с кредиторами и поставщиками, они уменьшают товарные запасы, экономят средства — в результате пустеют полки. Такое произошло с сетями “Самохвал” (объявила технический дефолт. — “МК”), “Мосмарт”, такие же проблемы возникают и у “Олпи”, на очереди и другие сети. Для покупателей это означает пустые полки.
Российская сеть универсамов “АБK”

— Банки подняли кредитные ставки — кто до 19%, кто даже до 30%. Взвинтили цены и поставщики — на 20—60%. Естественно, возросшие расходы пришлось переложить на покупателей. Причем цены растут на все категории товаров более или менее равномерно. Социально значимые товары, впрочем, не будем трогать, здесь ждем помощи от государства. Чтобы как-то реабилитироваться, запустим новые программы лояльности покупателей. Например, скидки в определенные часы для разных категорий. Опасаемся, правда, что наш основной покупатель — представитель среднего класса — практически исчезнет. Предсказывают, что потребительский спрос упадет процентов на 30 — это вполне возможно. В результате злоупотреблявшие кредитами компании просто не выдержат — их клиентов разберут оставшиеся. Так что надеемся увеличить количество покупателей. А вот новые магазины не сможем открывать — опять же из-за ограниченности кредитных ресурсов.

Еще одно последствие: будет существенно сокращаться ассортимент импортных товаров, особенно в элитном секторе. Что касается продуктов, то это больше всего затронет алкогольные напитки, кондитерские изделия.

Государство, конечно, должно вмешаться. Регулировать не только “вход” средств в банки, но и “выход” из них. А то получается, что, например некоторые кредитуется под 11%, а мы — под 19%.

Томская торговая сеть

— Крупные производства сокращаются на 30—40%. Это вскоре дойдет до ритейла. Если правительство не предпримет радикальных мер, начнутся массовые невозвраты кредитов в банки. Наши экономисты уже просчитали падение товарооборота на 30%. Январь и февраль станут самыми трудными месяцами для торговли.
Костромская торговая сеть

— Предположим, деньги у банков с подачи государства появятся. Но правила игры-то поменялись! Банки требуют дополнительный залог. То есть говорят: “О’кей, денег дадим, только и вы дайте еще”. А если “еще” больше уже нет? Может произойти эффект карточного домика.

Роман Красноруженко, замдиректора Союза независимых сетей:

— Мы ожидаем передел рынка — причем пострадать могут как мелкие, так и крупные сети. Устойчивость сохранят те, кто не закредитовался. Ощутят ли это покупатели? В регионах, где сетей мало, — да. Но в любом случае без продуктов никто не останется: люди пойдут в другие магазины, на рынки (они более устойчивы в условиях кризиса, рыночному торговцу гораздо сложнее получить кредит). Чтобы устоять, сети будут объединяться, укрупняться. Если из-за кризиса начнутся массовые сокращения штатов, это, конечно, ударит по покупательской способности: будут предпочитаться более дешевые товары.

Станислав Воскресенский, замминистра экономического развития РФ:

— В торговую сферу мы впрыснем ликвидность, которая потом пойдет по цепочке (например, от состояния торговли зависит и ситуация в сельском хозяйстве). В ноябре-декабре в Госдуму будет внесен законопроект, в котором мы постараемся удовлетворить просьбы предпринимателей по поводу налогообложения торговли, отнесения к себестоимости и т.п. (На встрече с первым вице-премьером Игорем Шуваловым представители сетей попросили, чтобы государство быстрее возвращало НДС, ввело мораторий на налоговые проверки и разрешило относить на себестоимость кражи в магазинах. — “МК”.)

Хочу заметить, что банки, которые задирают ставки или не дают торговле деньги, не виноваты. Просто средства от государства (почти триллион рублей) до них еще не дошли. Хоть мы и быстрее озвучили поддержку, чем те же американцы. Торговым сетям советуем на следующей неделе еще раз обратиться в банки по поводу кредитов. Если откажут — пусть информируют нас. Ситуацию обещаем мониторить. О злоупотреблениях знаем: кое-где в обмен на выгодный кредит даже просят долю в бизнесе, процент от наценки.

p-1.jpg

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру