Как не сорвать стоп-кран?

Новый сезон фигуристы начинают, потеряв по дороге звезду

Итоги каждого этапа Гран-при у фигуристов — повод для серьезного размышления и корректировки действий. Россия в Америке могла сотворить небольшую сенсацию начала сезона: наши Мария Мухортова и Максим Траньков в Эверетте в короткой программе просто взяли и победили действующих чемпионов мира и Европы Алену Савченко — Робина Шолковы. Скорость, синхронность вкупе с оркестровой версией “Nobody Home” “Пинк Флойд” принесли им отрыв в два с лишним балла. Но время сенсаций еще не пришло — россияне на нее лишь решительно намекнули. Очень интересную произвольную программу “Барышня и хулиган” Шостаковича они просто сорвали — три падения, и первое место трансформировалось в третье: на втором оказались юные американцы, чемпионы мира-2007 среди юниоров Кеуна Маклафлин — Рокни Брубакер.

Но первый серьезный старт сезона на то и первый, чтобы собрать сразу все ошибки и треснуть себя крепко по лбу: что это мы, ведь все можем и делаем? Прогресс пары Олега Васильева по сравнению с прошлым годом неоспорим. Причем сразу по всем компонентам — и технике, и артистизму. Осталось вновь поковыряться в голове и наконец разложить там все по полочкам. “Когда мы узнали, что выиграли короткую программу, были в шоке”, — это сказал Максим. А тут еще и последний номер выступления в произвольной подоспел. Как это выдержать? Шок сработал стоп-краном для наработанного. Наработанное жалко. Значит, надо всего лишь научиться побеждать и головой тоже.

Не было сенсаций и в стане женщин этапа “Скейт Америка”. Кореянка Ю На Ким показала свои амбиции уже в короткой программе и подтвердила их затем, лихо оторвавшись от японок Накано и Андо. Нашим девушкам в Эверетте делать было нечего в силу распределения по этапам. Но, увы, и просто в такой компании пока делать нечего.

А танцевальная программа свела в очном споре действующих чемпионов мира французов Изабель Делобель—Оливье Шонфельдера и американцев Танит Белбин—Бенджамина Агосто. Выводит неудачников прошлого сезона на лед Наталья Линичук. Пока победили чемпионы мира — с небольшим преимуществом. Российская пара Екатерина Рублева — Иван Шефер заняла шестое место.

Танцы, как уже вновь ясно, легкой жизни не ищут. Словно мало танцорам их спортивных наворотов, всяких твиззлов и замысловатых поддержек с поворотами, им еще надо общественность поразить, например, хождениями по тренерам.

Американцы ушли от Игоря Шпильбанда к Наталье Линичук, к ней же уехали и чемпионы Европы, многострадальцы прошлого сезона Оксана Домнина—Максим Шабалин. Как удастся двум парам, претендующим на самые высокие места, не выцарапать глаза тренеру за понравившийся, но придуманный для коллег элемент — вот один из кулуарных вопросов сезона.

* * *

…Он ударил под дых своих фанатов и просто любителей, за считанные дни до старта коммерческой серии этапов Гран-при объявив о добровольной отставке. Хорошему всегда приходит конец. Вот и пришел конец ледовому прекрасному “от Ламбьеля”.

Почему ушел Стефан Ламбьель, как долго сможет прожить без любительского катания и сможет ли пережить через год Игры в Ванкувере без себя, покажет ближайшее время. Пока нам еще кажется, что этот фантастически одаренный фигурист, хитроумно управляющий движением тела на льду, танцующий явно по воле небес и вытряхивающий на льду душу — из себя и из нас, погорячился. Или лукавит. Ведь зачем-то он делал эти новые программы сезона: в короткой выбрал блюз “Summertime” Джорджа Гершвина, в произвольной — танго… Вы уже чувствуете его, это танго в исполнении Стефана Ламбьеля?

И не зря ведь швейцарец в этом году переехал в США к Галине Змиевской и Виктору Петренко? Он до последних дней в любителях продолжал искать эту чертову, не найденную даже у Алексея Мишина на консультациях технику прыжка…

Но сегодня Стефан — абсолютно нелогично после столь серьезных решений — говорит о том, что чувствует облегчение. И даже уверен, что сам скоро скажет себе спасибо за то, что будет стоять на обеих ногах (а не хромать) и даже кататься на лыжах.

Ему всего 23 года. Какой-то роковой возраст для суперодиночников. В этом возрасте ушел Алексей Ягудин, в этом же возрасте провел последнее выступление на любительском льду Евгений Плющенко (оставим Жене шанс на возвращение, скажем “пока провел”). Хотя Стефан все-таки говорит, что с Петренко работу будет продолжать. Правда, при этом очень жестко смотрит правде в глаза: если спортсмен не способен выдержать тренировочные нагрузки, нужно менять приоритеты.

В общем, лыжи, конечно, — это хорошо, особенно в Швейцарии. Но лучше бы выдумщик Ламбьель остался на льду. И не требовал от себя максимума в технической части, и забыл бы о тройном акселе, и прыгал бы то, что может…

Глядишь, приводящая мышца бедра и отдохнула бы чуток, дала возможность выступить в олимпийском Ванкувере. Ведь на максимуме работают далеко не все фигуристы, хотя, конечно, у каждого он свой.

Вот расклад первого этапа Гран-при (“Скейт Америка”): тройные прыжки у Эвана Лайсачека (да прекрасное “Болеро” в постановке Татьяны Тарасовой), Джонни Вейр — тройные прыжки, да еще с приземлением на две ноги, японец Такахико Козука — тоже без четверного, хотя и обыграл в Америке американцев же. (Козука, кстати, всего лишь третий номер японской сборной. Он чемпион мира среди юниоров. Дайсуке Такахаши и Нобунари Ода мировой ледовый путь расчистили, так что, судя по всему, японские мужчины теперь, как и их согражданки, готовы талантливых фигуристов выбрасывать на лед ежесезонно.)

Мы можем придумать еще один очень веский аргумент в пользу “неухода” виртуоза-швейцарца — далеко не всегда на Олимпийских играх судьбу первого места решает готовность спортсмена, его подход к старту во всеоружии. Есть еще удача, ошибки соперников, наконец. Правда, это аргумент весом лишь для нас, от бессилия, что теряем артиста. Сам Стефан считает, что Олимпийские игры нельзя выиграть, будучи готовым на 90 процентов. Он был уже серебряным, знает что говорит…

* * *

В начале сезона стоит сказать и о тех изменениях, которые принял летом конгресс ISU. Временной интервал между вызовом фигуриста на старт и началом программы, например, сократился с двух минут до одной. Помните, как долго всегда уже после объявления фамилии стояла у бортика с тренером Ирина Слуцкая? Так что для некоторых спортсменов это нововведение в угоду телевизионному сокращению трансляции окажется весьма неприятным.

Прошлый сезон не пропал даром — в этом спортсмены не имеют уже права останавливать прокат. Как это было на чемпионате мира в Швеции, когда Максим Траньков и Маша Мухортова остановили выступление из-за раздувшейся от травмы руки партнера? В техническом комитете ИСУ решили, что подобные остановки могут быть использованы в корыстных целях: сложные элементы во второй половине программы стоят дороже, поэтому кто-то в погоне за заветными цифрами захочет отдохнуть под видом травмы, а затем нахапать очков побольше. Теперь почти любая остановка будет наказана двумя штрафными баллами. Много пояснений было внесено и в работу технических специалистов, которые позволят более четко определять уровни сложности элементов.

Так фигуристы и начинают сезон. Увы, не все. Кроме Ламбьеля ушел со льда и Джеффри Баттл, решивший, что звание чемпиона мира-2008 — вполне достаточный для этого повод. Зато танцоры Делобель—Шонфельдер, которых недруги каждый год спроваживают на пенсию, остались. И Брайан Жубер рвется в бой как никогда, да еще с помощью тяжелой артиллерии — Евгения Платова. Азиатские девушки опять-таки штурмуют сложность — например, четверные прыжки.

В парах битва развернется нешуточная — на кону расклад перед Олимпийскими играми… Нам явно есть на кого смотреть с восхищением в наступившем сезоне. Но по кудеснику Ламбьелю вздохнем с тоской еще не один раз. И это будет от души. Пришло, значит, наше время расплачиваться с ним чувствами…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру