По матросу есть вопросы

Автоматика не виновата в трагедии на подлодке “нерпа”

Следствие, похоже, пришло к однозначному выводу: сработал “человеческий фактор”. Но в том, мог ли матрос, подозреваемый в несанкционированном включении системы пожаротушения, сделать это в одиночку, некоторые эксперты сомневаются. Впрочем, появившуюся было информацию о задержании второго матроса с подводной лодки “Нерпа” — вахтенного Алексея Васильева — в пятницу опроверг Следственный комитет при Прокуратуре РФ.

— В качестве подозреваемого по этому делу проходит и задержан один человек — матрос, член экипажа. Все остальные лица вызываются к следователям в качестве свидетелей, — заявил официальный представитель СКП Владимир Маркин.

Мнения же экспертов по главному вопросу — мог ли первый задержанный, Дмитрий Гробов, в одиночку включить систему пожаротушения ЛОХ, разделились. Хотя СКП и утверждает, что была проведена проверка показаний на месте, где подозреваемый воспроизвел в присутствии понятых, с участием специалиста и своего защитника все действия, которые были произведены матросом на подводной лодке в момент трагедии.

— Специалисты завода предполагают, что один человек эту систему включить не мог. Однако точно утверждать это можно будет лишь после завершения всех экспертиз, — заявила в пятницу пресс-секретарь Амурского судостроительного завода Марина Радаева.

Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин, капитан 1 ранга, 7 лет служивший командиром АПЛ Северного флота, считает иначе:

— Игорь Кириллович, так мог вахтенный матрос включить ЛОХ или нет?

— Мог. Систему ЛОХ должен уметь использовать каждый подводник, допущенный к управлению своим боевым постом, — от командира до матроса, который самостоятельно несет вахту.

— Утверждают, что на следственном эксперименте матрос сказал, что включил систему из любопытства…

— Была и информация, что матрос Гробов служит уже 5 лет, служил на Камчатке на аналогичной лодке. Значит, он уже достаточно опытный подводник. Но! Только на “Нерпе”, и нигде более, была установлена эта новая система управления пожаротушением. До этого система была простая, а значит, надежная. И проблем не было. И только здесь решили, оставив старую систему, создать новую систему управления. Чтобы не путались, разъясню: “Молибден” — это система управления всеми общекорабельными системами. И в ней есть одна из подсистем — система управления ЛОХом. То есть сам ЛОХ — система не автоматическая, не была ею и не будет. Во всех отсеках ПЛ, в различных местах установлено три вида датчиков: один реагирует на задымленность, второй — на температуру свыше 70 градусов, третий — на открытое пламя. В каждом отсеке таких датчиков стоит туча, а не три штуки. И вот они выдают сигнал на пульт “Молибден”, что в отсеке все признаки пожара. Что получается: поступает сигнал, автоматика работает в режиме советчика, она не включит автоматическую подачу фреона. Решение принимает человек.

Раньше было так. В каждом отсеке есть специальные клапаны, которые нужно открыть в определенной последовательности, чтобы подать ЛОХ или в свой отсек, или по приказанию ЦП в смежные отсеки. Теперь же усовершенствовали систему пожаротушения: в каждом отсеке сделали еще отсечный пульт управления системой ЛОХ. То есть с него также можно подать ЛОХ на себя или в смежные отсеки. Его сделали очень красивым, с мигающими лампочками, тут уже не надо вручную клапана открывать. Чтобы на нем включить систему, нужно выполнить три действия в строгой последовательности: включить пульт, набрать пятизначный код, дальше появляется табло-подсказка: наберите комбинацию цифр, которая соответствует номеру отсека, в который должен быть подан фреон. Пожар, как правило, бывает в одном отсеке, но тут газ был подан в два. Это подтверждает версию “шаловливых ручек”. Потом система запрашивает подтверждение действия. Он и нажимает “подтверждаю”. Затем загорается исполнительный тумблер “подать фреон в отсек”. И нужно его повернуть и опять подтвердить на пульте. И матрос подтвердил и нажал. Зачем? Я не могу определить, что такое на матроса нашло. Так что это не ошибка конструктора.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ

— Перед тем как отправить экипаж в плавание, с ним работают военные психологи. Таким образом, неуравновешенного человека с проблемами с психикой на подлодку просто не возьмут. Ну не мог военный, зная о последствиях, просто так от нечего делать набрать код и запустить систему. Поэтому причины, которые подвигли матроса на эти действия, могут быть самыми неожиданными — скорее всего это некий внешний фактор, что-то, что выбило его из колеи.

ЭКСПЕРТЫ “МК”

Флоту давно предлагали вместо фреона безопасный газ

Игорь Курдин:

— Кроме опасного для жизни людей газа фреона существуют другие средства пожаротушения, безопасные для людей. Таковым является газ FM-200, который широко используется в европейских странах. Насколько мне известно, его давно предлагали ВМФ. Однако никаких действий предпринято не было.

Андрей Жиделев, капитан первого ранга запаса, командир тяжелого подводного ракетного крейсера:

— За 35 лет моей службы на подводной лодке очень много людей погибло от фреона. Фреон вообще запрещенный газ. А тот хладон, который используется в ЛОХ, не выпускается в России с 2000 года. Сегодня существуют более “чистые” огнетушащие вещества. Газ FM-200 входит в этот список. В огнетушащей концентрации FM-200 совершенно безвреден для здоровья человека.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру