По Москве идет проформа ЖКХ

“Управляющая” компания создает лишь видимость работы в доме

В начале ноября в доме №11 по улице Печорской (СВАО) вырубили свет. На возмущенные звонки в ДЕЗ и управу жителям отвечали так: вы теперь не в нашей юрисдикции, вас обслуживает управляющая компания (УК), туда и обращайтесь. И действительно, кое-кому из жильцов приходили уведомления о том, что с 1 июня конкурс на обслуживание их дома выиграла УК ООО “Согласие”. И с тех пор — тишина. Дом (240 квартир!), по мнению жильцов, уже почти полгода практически не обслуживается. Так, изредка появляются гастарбайтеры и быстро исчезают. И жильцы стали героями какого-то коммунального триллера.

— Получается, что нас, как крепостных крестьян, не предупредив, отдали невесть кому, — говорят они. Когда жильцы сами стали искать концы “Согласия”, выяснили, что фирма зарегистрирована по утерянному паспорту и несуществующему адресу.

Когда в товариществе “согласия” нет

В кратком изложении начало этой истории выглядит так. Раньше муниципальный дом на Печорской обслуживал ДЕЗ. Потом местные власти не утруждая жильцов записали дом в ТСЖ. Люди возмутились, написали в прокуратуру, и ТСЖ отменили. Тогда управа предложила народу провести заочные выборы способа управления домом. Инициативная группа потребовала соблюдения закона, в т.ч. предоставления реестра всех управляющих компаний. Управа сказала, что реестра нет, и сама напечатала бланки для голосования. С указанием номеров паспортов жильцов и реквизитами документов собственников квартир, что вообще-то информация конфиденциальная. По квартирам стали ходить какие-то люди с этими бланками и просить жильцов их подписать. Те опять обратились в прокуратуру. Тем не менее 30 апреля (как сообщили жильцам позже) тендер на обслуживание здания “выиграла” некая УК ООО “Согласие”, с которой теперь люди обязаны заключить договоры, поскольку с 1 июня 2008 года компания приступает к работе. С тех самых пор в доме началась разруха.

— Когда мы звонили в ДЕЗ и в управу, чтобы разобрались со светом, нам ответили: вас обслуживает ООО “Согласие”. А найти это ООО мы не в состоянии, — разводят руками жители. — Его представители якобы принимают в нашем доме на первом этаже, но в этом “офисе” мы их ни разу не застали.

— На первом этаже у нас диспетчерская района, а вместо представителей “Согласия” висят номера мобильных без имен. Один раз мы беседовали по телефону с каким-то сотрудником УК Сергеем Викторовичем. Мне он сказал, что он обеспеченный человек, похвастался хорошей машиной и предложил личную встречу. А от собрания с жильцами отказался, — рассказывает жительница дома Светлана Солдатенкова.

Что оставалось делать “печорцам”? Они скинулись и заплатили в налоговую инспекцию за информацию об ООО “Согласие”. “Купили” и устав ООО, и учредительные документы. И узнали удивительное. Оказалось, ООО “Согласие” было зарегистрировано в октябре 2006 года по адресу: 1-я Миусская ул., д. 16а. Если верить уставу, именно по этому адресу находится офис, где фирма хранит свои документы. Уставной капитал у “Согласия” — десять тысяч рублей, а учредитель — один, некто Кузнецов Максим Владимирович (домашний адрес прилагался).

Для начала жильцы наведались на 1-ю Миусскую — посмотреть на офис не управляющей ими компании. И своими глазами увидели отсутствие здесь дома под номером 16а. Как рассказали “детективам” в местном почтовом отделении, дом №16а и близлежащие к нему дома уже пять лет как снесены.

Следующим этапом расследования было выяснение личности учредителя “Согласия” Максима Владимировича Кузнецова. Связавшись с ним по телефону, пострадавшие узнали еще одну потрясающую новость. Гражданин Кузнецов признался, что работает в курьерской службе интернет-ресурса. И сообщил, что никогда никакого ООО “Согласие” не учреждал, хотя слышал про эту организацию от сотрудника УБЭП. Дело в том, что в 2006 году Кузнецов потерял паспорт. И на тот утерянный паспорт и было зарегистрировано “Согласие”. Кстати, сотрудника УБЭП курьер помянул не случайно, ибо уже рассказывал эту историю, когда к нему приходили брать объяснения по поводу фирмы.

Всех стукачей — в суд!

Тогда жильцы решили поискать правды у гаранта Конституции и написали письмо Президенту РФ. Пожаловались на действия властей своего района — на главу управы Юрия Краснова и гендиректора ГУ ИС того же района Люцию Пряхину. Сначала ответ пришел почему-то от префекта СВАО Ирины Рабер. В письме жильцам настоятельно рекомендовали заключать договора с ООО “Согласие”. И сообщали, что ООО получило из бюджета города субсидии на содержание и текущий ремонт дома.

— При этом услуги нам никто и не думает оказывать. У меня недавно прорвало трубу. В итоге я пошла в больницу напротив и заплатила тамошнему слесарю, — жалуется Солдатенкова. — На днях соседку залило — никто не пришел.
Тем временем поведение строптивых жильцов переполнило чашу терпения местных властей. Гражданка Пряхина подала в Арбитражный суд Москвы иск… о защите чести, достоинства и деловой репутации от жильцов с Печорской. Где потребовала обязать ответчиков написать новое письмо Медведеву и опровергнуть в нем “заведомо ложные сведения” в ее адрес.

Самое удивительное, что иск был принят Арбитражным судом к производству! Почему удивительное? Потому как по закону жалобы граждан (тем более гаранту конституционных прав!) нельзя передавать лицу, на которое жалуются. Есть в законе и статья, запрещающая “преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган”. К тому же суд может принимать только оригиналы документов или заверенные копии.

Кстати, в прокуратуру (в том числе Генеральную) жители с Печорской писали не раз. Упоминали и об утерянном паспорте, и о несуществующем офисе ООО “Согласие”. Только прокуроры столь любопытными фактами пока почему-то не заинтересовались. Правда, когда готовился этот материал, жильцам неожиданно пришел ответ из Администрации Президента, где сообщалось, что их обращение передано в Следственный комитет прокуратуры. Может, теперь что-то изменится?

Проданное несчастье

— На лестничных клетках у нас никто не убирается, диспетчерская наши заявки принимает только после обращений в правительство Москвы, электрик у коммунальщиков якобы есть, а вот сантехника нет. Пожарная система не работает, рукавов нет, воды нет. Щитовую в нашем подъезде занимает какая-то фирма, что законом запрещено. В подвале мастерская ДЕЗа, за что ДЕЗ уже не раз штрафовали. Дом по сути в аварийном состоянии. Трубы никто не проверяет, и вообще разруха, — жалуются жильцы.

Они считают, что конкурс на управление домом (заочный) вообще был проведен незаконно, ибо его инициировали не собственники, а управа. То же самое им сказали и в ГУП “Центр управления многоквартирными домами”. Кроме того, УК до сих пор не предоставила жильцам проект договора управления домом (как требует Жилищный кодекс). Зато квиточки на оплату услуг жильцам приходят регулярно. Только не с реквизитами управляющей компании, а со счетом ДЕЗ Бабушкинского района.

Тем временем жильцы нашли в Интернете информацию о выигранном “Согласием” конкурсе. И не удивились, узнав, что зампредом конкурсной комиссии была Л.Е.Пряхина. По закону, участники тендера должны были представить на конкурс кучу документов, которые теперь должны быть размещены в Интернете в открытом доступе. Более того — любой собственник может их затребовать и должен получить в течение трех дней. Но людям удалось раздобыть лишь мобильный “Согласия”, по которому все время отвечают разные люди и посылают их… в управу.

Обозреватель “МК” тоже решил разыскать “Согласие”. Сначала мы позвонили по телефонам, которые указала в виде координат УК местная управа. По одному из них ответила диспетчерская района. Разговор по следующему вышел таким.

— Алло, это “Согласие”?

— Не совсем. Говорите, что вам надо. Это эксплуатирующая организация, мы с “Согласием” договор заключили. Мы у них убираемся. И слесаря у нас есть.

Подошедший начальник строго спросил, кто мне дал их телефон, а когда я поинтересовалась координатами “Согласия”, мне дали мобильный телефон того самого Сергея Викторовича. Он представился Палаткиным, замгендиректора ООО “Согласия”. Сначала он попытался переадресовать меня на управу (“Вам дадут там все разъяснения”). А потом разговорился:
— Выборы прошли абсолютно законно. Ведь если жители сами не выбирают УК, дом выставляют на аукцион. Мы выиграли аукцион. А им все не нравится! Пишут во все инстанции ненормальные тетки, их весь район знает.
— А как вы объясните, что ваша фирма зарегистрирована на утерянный паспорт?

— Да мы купили эту фирму! Вы же знаете, как фирмы покупаются, а потом перерегистрируются. Можно все документы собирать, а можно готовую фирму купить. Да, был хозяин Кузнецов, а потом мы купили чистую новую фирму. И про Миусскую понятия не имею. Есть юридический адрес, а есть адрес местонахождения.
— То есть у вас сейчас совсем новые документы?

— Мы перерегистрировали все на себя сразу, как купили. Два года назад. У нас есть дежурный электрик, сантехник, мы все чиним, если что не работает. И пусть они не говорят глупости, что заявки не принимают, — в доме есть диспетчерская. Жители просто не хотят с нами встречаться. У нас все прозрачно, есть любые документы.
— А адрес местонахождения вашей фирмы где?

— Конечно, на Печорской, 11. Там наш офис. Я только что оттуда. Да мы сами не дождемся, когда год закончится, чтобы с этими жильцами распрощаться!
Мы договорились с Сергеем Викторовичем, что он предоставит редакции все документы по их фирме. Ждали неделю. Однако г-н Палаткин так ничего и не подвез…
А у нас после разговора с ним остались вопросы. Если фирму перерегистрировали при покупке два года назад, то почему в налоговой о ней до сих пор устаревшие данные? И кто продал фирму? По закону это может сделать только владелец, то есть Кузнецов. Но он о “Согласии”, как он сообщил жильцам, ничего не знает. Мы пытались связаться с г-ном Кузнецовым по мобильному телефону, но в течение недели абонент был недоступным… Но пусть будет так — Кузнецов продал фирму группе лиц, организовавших “Согласие”. Но получается, что те купили фирму с несуществующим адресом, зарегистрированную по утерянному паспорту, что изначально незаконно! По ГК, сделка, совершенная с нарушением закона, — ничтожна. Таких фирм на утерянные документы, говорят в УБЭП, регистрируют десятками. И называют их “однодневками”.
И еще интересно следующее. Если бюджетные деньги выделены организации с несуществующим адресом и зарегистрированной по утерянному паспорту, то где же эти деньги?
…Тем временем многие москвичи до сих пор так и не выбрали способа управления. А в Интернете полно информации о распространяющейся в стране схеме: для управления домом местные власти выдвигают какую-нибудь фирму-прокладку, единственная цель которой — отмыть бюджетные деньги. Ясное море, никаких услуг пострадавшим жителям никто не оказывает. Говорят, по этому поводу возбуждались даже уголовные дела. Но то ли еще будет!

Екатерина ПИЧУГИНА.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Людям, оказавшимся в подобной ситуации, можно только посочувствовать. Расстаться с управляющей компанией, выбранной на конкурсе муниципалитетом, даже в тех случаях, когда она недобросовестно выполняет свои обязанности, жители смогут лишь спустя год после официального избрания.
В более выигрышном положении оказываются сегодня те граждане, которые сами выбрали в доме управляющую компанию (УК).
— Если жители сами выбрали УК и у них есть факты недобросовестного выполнения компанией своих обязательств, то они в любой момент могут ее переизбрать, — говорит депутат Госдумы Галина Хованская.
Для этого достаточно провести общее собрание, вынести соответствующее решение и записать его в протокол. После чего копию протокола следует передать УК. Та в свою очередь должна беспрекословно передать всю техническую документацию на жилой дом ТСЖ либо другой УК, которую выберут жители.
Заметим: не передать документы УК не имеет права, поскольку не она, а жители являются хозяевами здания. А зафиксированное в договоре решение граждан считается юридическим основанием для расторжения договора, предупреждает юрист по вопросам ЖХК межрегиональной коллегии адвокатов Сергей Крюков.
— Если жители не выбирали УК, а ее им спустили сверху по конкурсу, то отказаться от ее услуг граждане смогут лишь через год, — продолжает Хованская.
Юристы советуют решение о расставании с УК вынести заранее и, чтобы не было проблем, оповестить о нем компанию как минимум за 30 дней до окончания срока действия договора.
Дело в том, что по статье 162 ЖК договор управления многоквартирным домом заключается на срок от одного года до пяти лет. И если одна из сторон не сообщит о расторжении договора, то, как только закончится срок, он будет продлен. На тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены прежним договором.
— Если УК не подчиняется собственникам дома и не передает документы новой УК, жителям следует оповестить управу, префектуру и прокуратуру. Каждый из этих органов имеет свою компетенцию в сфере жилищного законодательства, — говорит адвокат Крюков. — Если меры не приняты, придется идти в суд.
По словам адвоката, в судебной практике уже имеются прецеденты о передаче технической документации (в тех случаях, когда их УК не хотели ее передавать). Важно грамотно составить исковую жалобу и не сдаваться.
А вот что говорит руководитель “Центра реформы в ЖКХ” Москвы Ирина Шрамко:
— По данным административных округов, в 99,9% домов выбраны управляющие организации. При этом собственники помещений самостоятельно выбрали способ управления и реализовали его, кроме того, проведены конкурсы по выбору управляющих организаций. Всего в городе действует 293 управляющие организации, из них: госорганизаций и ДЕЗов — 131; частных УК — 162. Они обслуживают 26 873 дома, включая дома ТСЖ, ЖСК, ЖК.
По официальным данным, все организации имеют опыт работы по эксплуатации жилищного фонда. 

Екатерина ПАХОМОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру