Медведев пожалел бедные суды

Ассоциация юристов поаплодировала грядущей зарплате

В январе, будучи кандидатом в президенты, Дмитрий Медведев побывал на съезде Ассоциации юристов России, на котором было решено учредить в стране День юриста. Вчера он вновь встречался с юристами — на этот раз судьями — накануне их нового профессионального праздника. Если в начале года он говорил о правовом нигилизме, то теперь этой фразы избегал, больше сосредоточившись на том, что должны сделать судьи, чтобы им верили...

Именно в суде, по мнению Медведева, отчасти “формируется отношение людей к государству”. Правда, сами отечественные суды пока далеки от идеала, к тому же им не хватает прозрачности. Для достижения этой самой прозрачности президент предложил принять отдельный закон, который закрепил бы формы обнародования информации о работе судов, в том числе через любимый Медведевым Интернет. Правда, он сам отметил, что с помощью той же Всемирной паутины, бывает, оказывается давление на судей. В Интернете появляется ложная или отчасти правдивая информация, которая очень быстро распространяется, и все это “оплаченные попытки наезда на судью в попытке склонить к нужному решению”. “Мы должны сделать так, чтобы законодательная реакция на такого рода проблемы (давления на судей. — Авт.) была бы адекватной”, — подчеркнул Медведев.

Впрочем, личный выбор судьи, бывает, делают и без Интернета не в пользу объективности. Это, по мнению главы государства, означает, что надо повышать требования к качеству судейского корпуса — тщательно проверять не только профессиональные, но и “нравственные качества”. Медведев даже согласился, что было бы неплохо создать единый дисциплинарный орган, “который мог бы рассматривать конфликты, связанные с применением дисциплинарного воздействия в отношении судей”. Впрочем, если судья работает нормально, его полномочия не должны прекращаться досрочно, считает президент. И действующая система, при которой судью могут перекидывать с места на место каждые три года, тоже, мягко говоря, некорректна.

Ну и, конечно, как можно говорить о судейском “облико морале”, если сотрудники судов получают мало денег? Медведев заявил совершенно четко: зарплату сотрудникам аппарата судов пора поднимать. Эта идея, разумеется, была воспринята на ура. Только вот юристы засомневались, даст ли денег глава Минфина Алексей Кудрин в условиях глобального экономического кризиса. “Минфин и без кризиса не даст много денег, — усмехнулся Медведев. — Но он и в обычные периоды должен давать необходимое количество денег для функционирования судебной системы. Суды не должны быть бедными”.

В ответ, как следовало из слов Медведева, судьям полагалось одно — работать. А то, жаловался глава Конституционного суда Валерий Зорькин, граждане зачастую предпочитают обращаться в Страсбургский суд. “Я в целом согласен с тем, что Страсбургский суд, любой международный суд, при всем к нему уважении, не может и не должен подменять российское правосудие”, — признал Медведев. Но пора и “подумать о том, как трансформировать саму судебную систему России”. Например, он напомнил то, о чем говорил в недавнем Послании Федеральному собранию: надо сокращать сроки рассмотрения гражданских дел. И продумать систему компенсаций за затягивание их рассмотрения. А также “нужно ограничить применение лишения свободы и достаточно широко использовать административные меры наказания”. Облегчение наказания, конечно, не касается деяний “высокой степени общественной опасности”. Интересно, к какой категории Дмитрий Анатольевич отнес бы дело Светланы Бахминой...

Виктория ПРИХОДЬКО.

СПРАВКА "МК"

Законопроект “Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ” был внесен в Госдуму Верховным судом еще при президенте Путине, в апреле 2006 года.

Почти два года, до февраля 2008 года, он ждал первого чтения.

Второе, решающее чтение значилось в плане законодательной деятельности парламента на сентябрь 2008 года, но до сих пор так и не состоялось.

Рассмотрение вопроса четыре раза переносилось. Причем последний раз это случилось на Совете Думы 11 ноября, хотя 5 ноября президент Медведев в послании Федеральному собранию потребовал принять такой закон “уже в ближайшее время”. В плане работы на декабрь, утвержденном Думой, закона опять нет.

Причины затягивания законодательного процесса неизвестны. По одной из версий, все дело в сложностях согласования практически переписанного ко второму чтению текста закона с высшими судебными инстанциями России.

Марина ОЗЕРОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру