Экономический кризис не пустят в Кремль

Управделами Президента РФ Владимир Кожин — “МК”: “Ни от одного проекта мы отказываться не будем. Никого сокращать не собираемся”

В кремлевских кулуарах сейчас тоже неспокойно. Ходят слухи, что из-за кризиса некоторые чиновники высокого ранга могут лишиться “соцпакета” — служебных машин, дач и квартир. И что ремонт Красной площади и Кремля отложат до лучших времен. Так это или нет, “МК” решил выяснить из первых уст — у управляющего делами Президента РФ Владимира Кожина.

— Владимир Игоревич, как кризис повлиял на проекты Управления делами президента? Наверное, большинство строек теперь придется свернуть, а штаты — “поджать”?

— Во-первых, в целом о кризисе. Он уже серьезно сказался на России, скрывать тут нечего. И закончится кризис не завтра и не послезавтра. Такие процессы имеют инерционность. Если говорить о бизнесе, то, как ни странно, во всей этой истории есть одна, на мой взгляд, позитивная вещь. Это — урок. Российский частный бизнес, будучи в тепличных условиях, так сказать, пустился во все тяжкие. Наши предприниматели брали кредиты за рубежом, не думая о том, что могут наступить не очень хорошие времена, не просчитывая до конца все риски. А сейчас надо отдавать долги. И куда все пришли? К государству. Оно, безусловно, будет помогать, но, повторюсь, это ведь частный бизнес. Выход из кризиса позволит расставить все по местам и понять, кто реально умеет работать, а кто нет.

Управление делами Президента РФ кризис напрямую не затрагивает, потому что в основе своей все наши проекты имеют бюджетное финансирование. И ни от одного из них мы отказываться не будем. Никого из десятков тысяч человек, которые работают у нас, не сократили и сокращать не собираемся.

Возможно, сложно придется “Президент-отелю”, другим гостиничным комплексам, поскольку есть спад потребительского спроса в сфере услуг. Но этот сегмент у нас не является определяющим.

СПРАВКА "МК"

Желающим снять двухместный номер люкс в новогоднюю ночь в “Президент–отеле” придется выложить 17 тысяч рублей. Плюс отдельно — оплата праздничного ужина. По словам администрации отеля, если в прошлом году все номера были забронированы еще за несколько месяцев до новогодних праздников, то в этом клиентов пока не так много.

— Значит, и строительство Парламентского центра не будет отложено?

— Недавно мы у премьера обсуждали эту ситуацию. Некоторые высказывались в том духе, что, дескать, не время сейчас, надо обождать. Но было принято окончательное решение: Парламентский центр строить. Поскольку он стране нужен, это знаковое для государства учреждение — напомню, что под одной крышей хотим собрать Совет Федерации и Госдуму, которые сегодня разбросаны больше чем по десятку адресов по всей Москве.

— Как вы относитесь к предложению Жириновского построить его на месте гостиницы “Россия”?

— Место достойное, но есть другие варианты. Скажу только, что это точно не будет Красная Пресня.

— А как насчет реконструкции здравниц УДП в Сочи, возведения во Владивостоке океанариума, который, по вашим словам, будет лучшим в мире?

— И эти проекты никто не замораживал. Океанариум станет логичной и неотъемлемой частью комплекса объектов, возводимых к саммиту АТЭС. Потом мы передадим его Российской академии наук. Совсем недавно представлена новая концепция по новому месту привязки. Океанариум построим на острове Русский.

В программу олимпийских объектов включены три наших крупных имущественных комплекса — “Дагомыс”, “Русь” и “Сочи”. Все они будут использованы для проживания высоких гостей. Работы по реконструкции “Дагомыса” начнутся в следующем году, в остальных санаториях они уже идут полным ходом. С учетом того, что из-за кризиса могут подешеветь стройматериалы и услуги, мы, наверное, сэкономим кое-что из тех средств, что уже заложены на эти проекты в бюджет. В итоге сможем сделать больше, чем планировалось.

— Другой ваш крупный проект — огромный Международный конгресс-центр в Стрельне. И его успеете построить, как обещали — в ближайшие два года?

— Никаких изменений по срокам нет. Есть изменения с точки зрения расположения комплекса в самой Стрельне. Испанские архитекторы совместно с российскими уже разработали и представили нам не просто картинки, а детально проработанный проект. В начале года начнутся строительные работы.

Красную площадь разберут  по камешку

— В сентябре Дмитрий Медведев подписал указ, расширяющий полномочия Управления делами Президента РФ. Жизнь вашего ведомства в ближайшее время сильно изменится?

— Ничего кардинально нового не произошло. В этом документе просто более четко сформулированы задачи УДП и возможности для их реализации. Главная суть указа — убрать все административные барьеры. Нам ведь до сих пор при выполнении той или иной функции приходилось согласовывать свои действия с десятками министерств и ведомств.

Иногда на это уходили даже не недели, а месяцы. Теперь, надеюсь, будет проще работать. Но и ответственности будет больше. Что касается предприятий УДП, то их останется столько же. Но имейте в виду, что постоянно идут текущие процессы: что–то ликвидируется за ненадобностью, что-то создается, что–то укрупняется. Вот, например, появились структуры, которые связаны с переносом Конституционного суда в Санкт-Петербург. Это комбинат питания, чтобы кормить судей, служба эксплуатации, чтобы поддерживать здания в хорошем состоянии.

— Предполагалось, что освободившиеся в Москве здания КС будут отданы Федеральной службе охраны…

— Была такая идея, но сейчас принято окончательное решение передать комплекс зданий Минздравсоцразвития. ФСО получит другие помещения. И мы наконец-то начнем в новом году ремонт 14-го корпуса Кремля, о котором уже столько говорили. Ремонтировать станем зонами, без массового переселения сотрудников Администрации Президента. Будем освобождать один блок, проводить ремонт, возвращать людей уже в новые интерьеры, потом браться за другой.

— А почему никак не начнется давно обещанный ремонт брусчатки на Красной площади? Может, его в ближайшие годы вообще не будет?

— Сто процентов будет. Мы просто не можем выбрать период, согласовать графики. Ведь Красную площадь придется закрыть для массового доступа. Была идея ремонтировать брусчатку “кусками”, но это сложно. Зимой работы выполнять нельзя, а теплый период достаточно короткий и насыщенный в плане различных мероприятий. Мы же не можем из-за ремонта, к примеру, отменить майский парад. В 2009-м Красную площадь точно отремонтировать не получится (в бюджет не заложены на это деньги), но в ближайшие два-три года — обязательно. Замечу, что в ходе реставрации будет сделано капитальное современное основание, на которое потом уложат брусчатку. Исторический облик при этом не пострадает.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Брусчаткой Красную площадь покрыли только в 30-х годах прошлого века. В 1974 году вулканические камни уложили на бетонное основание. После чего брусчатку несколько раз “латали”. Состояние покрытия с тех пор заметно ухудшилось. Мостовая кое-где “играет” из-за проседания грунтов, вызванного особенностями рельефа Боровицкого холма, а ее внешний вид пострадал от женских “шпилек”.

— Строительство отеля по адресу Красная площадь, дом 5, тоже откладывается?

— Проект действительно приостановился. Он ведь чисто инвестиционный. У инвестора появились проблемы, у государства — вопросы. Нужно все тщательно обдумать, взвесить. Ведь место уникальное: Красная площадь у нас одна. Но до конца этого года будет принято окончательное решение — и станет ясно, быть строительству или нет.

— Когда же закончится ремонт Государственного Кремлевского дворца (бывшего Дворца съездов)?

— Здесь действительно ремонт идет уже шестой год. За это время полностью переделали все инженерные коммуникации. Теперь здесь самая современная с точки зрения технических возможностей сцена. Сегодня мировым звездам не нужно привозить с собой на концерты десятки тонн аппаратуры, как раньше. Осталось последнее — отремонтировать зал. В свое время мы поменяли цвет кресел с красного на синий, чтобы привести зал к реалиям сегодняшнего дня. Теперь же заменим все внутреннее убранство. И к следующему сезону, к осени, вы увидите новый зал. Каким он будет? Скажу только одно: впечатляющим.

Президентскому кораблю — большое плавание

— Владимир Игоревич, когда будет создан спецавиаотряд для первых лиц государства? Что он из себя будет представлять?

— Документ, регламентирующий эти вопросы, появится еще до конца нового года. Вся работа проведена, спецотряд выделяется из ГТК “Россия”. Он будет состоять из 30—40 единиц самолетов, вертолетов и спецтехники по их обслуживанию. Весь штат летного и технического состава — также из “России”. Мы уже решили с Минтрансом все нюансы, поделили “до последнего болта”, что перейдет спецавиаотряду, что останется в ГТК. Базироваться авиаотряд будет в аэропорту “Внуково”. К концу года мы построим там крупный ангар с возможностью хранения самолетов “Ил-96”. Кроме них в отряд войдут “Ту-154”, “Ту–134”, маленькие самолеты, вертолеты “Ми-8”.

СПРАВКА "МК"

 “Ту-334”, по словам его разработчиков, найдет широкое применение именно в качестве машины специального назначения. При хорошей экономичности и летных характеристиках он имеет широкий фюзеляж, что позволяет устанавливать специальное оборудование или оборудовать салоны повышенной комфортности. Другим преимуществом самолета “Ту-334” является его неприхотливость к аэродромам базирования.


Кроме главы государства на отдельных самолетах у нас в соответствии с указом Президента могут летать восемь должностных лиц: вновь избранный, но не вступивший в должность президент, премьер, два спикера палат парламента, министр иностранных дел, генпрокурор, председатель Конституционного суда и руководитель Администрации Президента.

— Были ли в последнее время неполадки у “борта №1”? Верно ли, что в парке есть самолеты, которым уже больше 40 лет?

— Серьезных неполадок не было. Текущий ремонт, конечно, велся, но проблем, которые вызывали бы озабоченность, нет. Отдельные самолеты спецназначения действительно имеют солидный возраст. Речь идет об “Ил-18”. Это не пассажирские самолеты, а т.н. ретрансляторы, которые обеспечивают спецсвязь и т.д. Они сверхнадежны, отлично сделаны, но всему есть предел. Им на смену уже построены новые самолеты. Они сейчас проходят испытания и сертификацию и уже в следующем году будут нести службу.

— Вы планируете вкладываться в покупку новых самолетов для президента и премьера? Слышала, что ваш интерес привлек разрабатываемый фирмой “Туполев” самолет “Ту-334”.

— Самолеты для спецавиаотряда будем приобретать только отечественные. По нашему заказу уже строят несколько “Ту-214” для полетов на дальние расстояния, еще один “Ил-96” и те самые ближнемагистральные “Ту-334”, о которых вы говорите.

— Есть ли у Дмитрия Медведева водный “борт №1”?

— Это теплоход “Россия” семидесятых годов постройки. Корпус у него надежный, а вот все остальное устарело. Вплоть до того, что запчасти к его двигателю перестали выпускать. Года три назад корабль прошел капитальную реконструкцию на заводе в Питере и сейчас является основным средством передвижения по воде главы государства. Базируется зимой, как правило, в Москве, а летом в Санкт-Петербурге.

— Второй корабль для президента не собираетесь строить?

— Пока в этом нет необходимости.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

На корабле “Россия”, построенном в 1973 году по личному заказу Брежнева, в 1990-е годы плавал Борис Ельцин, а в 2000 году он достался Путину. По заказу Брежнева также были построены яхты “Кавказ” и “Крым” длиной 45 метров, которые снаружи похожи друг на друга как две капли воды. После распада СССР яхта “Крым” отошла Украине, а “Кавказ” стал представительским судном Президента России и перебазировался в Сочи.

Любимые дачи первых лиц

— Говорят, что президент полюбил замок Майендорф и считает его своей главной резиденцией?

— Майендорф — это не резиденция президента и никогда ею не будет. Это гостевой комплекс. Мы его 4 года назад восстановили, привели в хорошее состояние. Там действительно президент проводит мероприятия в первую очередь международного уровня, потому что в “Горках-9” для этого недостаточно места. А в Майендорфе можно принимать большие делегации.

— А что за строительные работы сегодня идут в “Горках-9”?

— Эта дача долгое время стояла законсервированная. В порядок ее привели в короткий срок, чтобы мог въехать избранный президент. Поэтому не все сразу удалось предусмотреть. Меж тем это официальная резиденция президента, он там не просто живет, он там работает. А из-за нехватки времени не продумали, где здесь можно было бы собирать журналистов, проводить совещания и пресс-конференции. Теперь исправляем эту досадную оплошность.

— Ну а дачу Бисмарка под Калининградом вы для кого сейчас реставрируете? Для Медведева?

— Эта дача — не резиденция президента, а государственная резиденция. Совершенно разные вещи. Вот, например, Константиновский дворец в Стрельне. Чего там только не проходило — от саммита “Большой восьмерки” до концертов мировых звезд. Какая же это резиденция президента? Хотя там часто останавливаются и президент, и премьер.

От дачи Бисмарка осталось четыре стены и полуразрушенный фундамент. Сейчас идет реконструкция. Причем строительство будет вестись по сохранившимся архивным документам. Здесь будут проходить мероприятия любого уровня с участием руководства страны.

— В каком состоянии другие резиденции президента — “Бочаров ручей”, “Валдай”, “Заря”, “Волжский утес”?

— Из всех перечисленных вами объектов лишь “Бочаров ручей” в Сочи и “Валдай” являются резиденциями главы государства. “Волжский утес” — полностью реконструированный санаторный комплекс, хотя там есть отдельная дача, где может остановиться президент, премьер, высокие гости. А так этот санаторий, равно как и “Заря” в Минеральных Водах, — общедоступный. Покупайте путевку и езжайте отдыхать.

— А госдача Ельцина в Барвихе сейчас свободна?

— Она в резерве. У нас всегда есть 3—4 дачи, которые могут пригодиться, если будут новые назначения.

— Ходят слухи, что УДП хочет приобрести бывшую дачу Горбачева в Пицунде. Это правда?

— Таких планов у нас нет. Дача принадлежит Абхазии. Если руководство этой страны нам что-то предложит, возможно, мы заинтересуемся. Ведь с точки зрения климатических условий это уникальное место.

А вообще, вопросы по российской собственности в бывших странах СССР давно закрыты. Есть проблема с недвижимостью в дальнем зарубежье. Здесь Украина заняла позицию, которая нам вредит и экономически, и политически. В ряде стран (например, в Японии) мы из-за этого не можем перерегистрировать собственность, которая нам принадлежит, с Советского Союза на Российскую Федерацию. Это налагает огромные ограничения на ее использование, ремонт.

— Есть еще одна проблема. Правда, что уже продается с аукциона комплекс зданий бывшего советского торгпредства в Кельне для погашения 4,9 млн. евро долга России перед немецким бизнесменом Зедельмайером?

— Пока ничего не продается. В нашем распоряжении имеется достаточно юридических мер, чтобы отстаивать права российской собственности. Нами поданы встречные иски, мы ведем последовательную работу, выясняя, откуда все началось. Господин Зедельмайер, мягко говоря, не тот, за кого себя выдает. Это не несчастный немецкий бизнесмен, который, как бедная овечка, в Петербурге что-то потерял. Это абсолютно не так. Бизнес его был не безобидный, по нему есть серьезные вопросы со стороны немецкого правосудия. Тогда в России были лихие 90-е, которыми Зедельмайер и воспользовался. А сейчас представляет себя страдальцем.

— Возвращаясь к дачам... В ведении УДП множество дачных комплексов — от Жуковки до Архангельского, — которые сдаются в коммерческий наем. Из-за кризиса спрос на них упал?

— Пока дачи никто не покидает. Арендная плата достаточно существенная, но и ее снижать пока не собираемся. Однако все будет зависеть от спроса. Возможно, кое-что подешевеет. Здесь используем рыночный подход. Ведь средства на содержание дачных комплексов из госбюджета почти не выделяются — все на самоокупаемости.

Есть ли тренажеры в Кремле?

— “Соцпакет” для политиков не урежете?

— Нет. Господдержка на самом деле не так уж и велика: персональная машина, служебная дача и медобслуживание. Все остальное для них — платное.

— Скажите, а правда ли, что теперь многие политики предпочитают нетрадиционные методы лечения и что в штате клиник УДП есть рефлексотерапевты, травники и т.д.?

— Действительно, есть у нас и иглотерапевты, и целая “лаборатория сна”, и “чайные кабинеты”, и много чего еще непривычного. Но все это на научной основе, с учетом последних достижений медицины. Работают врачи высшей квалификации, а не какие-то доморощенные народные целители. Но надо сказать, что к помощи медиков первые лица страны прибегают крайне редко. Почти у всех хорошее состояние здоровья.

— Это потому что спортом занимаются?

— Думаю, благодаря именно этому.

— А в какой тренажерный зал ходит Медведев?

— У него есть в Кремле комната, где стоят тренажеры. Есть небольшой спортзал и бассейн в “Горках-9”. Без этого всю колоссальную нагрузку просто невозможно выдержать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру