Где топка, там и рвется

Почему не греют батареи в московских домах

Говорят, от жары люди быстро стареют, а от холода — молодеют. Если это так, то некоторым москвичам и москвичкам светит едва ли не вечная молодость. Им не надо по утрам прикладывать к лицу кубики льда и тратиться на омолаживающие процедуры. Еле теплые и совсем холодные батареи — секрет их красоты.
Вот только эти счастливчики своего везения не ценят. Они звонят и требуют: включите нам батареи. Отчего у одних они едва теплые, а у других — как кипяток?

Страшную тайну столичных тепловиков корреспонденту “МК” раскрыли не чиновники, а люди “с земли” — слесари и проектировщики.

Скажем сразу. По официальным данным, в городе с отоплением проблем практически нет. По неофициальным, их очень даже хватает. Почему?

Первая причина: трубы

С советских времен техника производства тепла не изменилась. Тепловую энергию производят в ТЭЦ и по огромным магистральным трубопроводам передают районным тепловым станциям (РТС), от них — ЦТП (центральным тепловым пунктам), где ее делят на две системы — горячее водоснабжение (ГВС) и центральное отопление (ЦО) — и подают в дома. Но проблема в том, что теплоизоляция труб, соединяющих все это хозяйство, не такая хорошая, как о ней говорят. Поэтому зимой мы часто видим проталины там, где проходят теплотрубопроводы.

— Все трубы проложены с теплоизоляцией, но их кладут так, чтобы потом, если понадобится, их было удобно раскапывать, — говорят представители властей. — А их температура внутри достигает 90—120 градусов, на магистральных сетях — до 150. Именно поэтому снега на теплосетях нет. Это не нарушения, а натуральная физика.

Впрочем, даже чиновники признают, что часть тепловых труб в Москве действительно старая и на улицу тепло, как его ни стараются беречь, все же уходит. В общей сложности, пока вода дойдет до дома, она уже теряет почти 25% своей температуры. Именно поэтому дома, расположенные ближе к ЦТП, отапливаются лучше, а те, что дальше, — хуже.

Причина вторая: счетчики

Тепло стали экономить. Раньше оно поступало в дома беспрепятственно — и люди зимовали с открытыми форточками. Тепловики перетапливали и оставались без годовых премий за перерасход.

Теперь правила подачи тепловой энергии изменились. Топить стали не так щедро, как раньше, а тепло принялись отпускать по счетчикам. Их установили во всех домах. Тепловикам от этого — выгода. Москвичам — прохлада.

— Стандарты изменились, — замечают слесари. — Ради экономии тепловые узлы (конусы) отрегулировали в соответствии с инженерным расчетом, и если раньше их диаметр был, например, 10 см, то сейчас — 6 см. Словом, тепла в квартиры поступает меньше.

Результат — тепловики и не парятся, отпускают тепло по общедомовым счетчикам и ждут денег от горожан. У людей в квартирах таких счетчиков нет. За реально потребленное тепло они до сих пор не платят. Поэтому мы с вами вынуждены делить поставленное на весь дом тепло между всеми жителями по числу имеющихся у нас квадратных метров. А иногда нам еще и пытаются “навесить” утечку тепла внутри дома. Сразу скажу, здесь выход прост — если позвоните и воспротивитесь произволу — задолженность снимут.

Причина третья: большой секрет компании

Под каким давлением подается тепло в дом и какой температуры — доподлинно неизвестно. Теплосчетчик учитывает лишь количество воды. Если бы рядом с ним на подающей и отводящей трубе висели хотя бы градусники, фиксирующие температуру, а возле лифта — график подачи тепла в зависимости от температуры на улице, тогда бы у жильцов сомнений в качестве отопления зданий не было. Но этого ничего нет.

Думаете сложно приклеить листки и установить градусники? Вовсе нет. Просто в Москве принято говорить о количестве потребляемого и поставляемого тепла, а не о качестве теплоэнергии. Эта тема в Москве под запретом. Ее лучше не поднимать.

В ноябре прошлого года город передал все общедомовые приборы учета и отопления в ведение одной организации — Московской объединенной энергетической компании (МОЭК). Теперь только она контролирует приборы теплоучета. Больше никто.

Спорить с МОЭК бесполезно. В 2005 году ДЕЗ “Сокол” попытался было утвердить приложение к типовому договору на теплоносители. Камнем преткновения стали пункты приложения, в которых тепловики должны были взять на себя обязательства по поставке тепла под определенным давлением и определенной температуры. ДЕЗ целый год бился, а утвердить приложение не смог. Вывод прост: никто не может диктовать тепловикам, какими должны быть параметры температуры и давления. Какое тепло есть, такое и надо брать.

Причина четвертая: операция “Эксплуатация”

Не последнюю роль в том, как прогреты наши батареи, играет эксплуатация системы отопления. А она в городе, увы, не на пять с плюсом.

— Систему отопления стали промывать последние 7 лет. До этого почти 40 лет ее никто не чистил, — говорят слесари-сантехники.

В итоге трубы и батареи внутри заросли налетом и ржавчиной, и в них стал тормозиться поток воды — радиаторы и конвекторы не прогреваются. Сантехники клянутся, будто промывают батареи и трубы. Но жильцов, которые бы видели, как это делается, лично мне пока встретить не удалось. Трубы в Москве меняют, но возможности замены ограничены — не хватает рабочих и денег на замену нет, говорят на местах. Чиновники утверждают: с деньгами — порядок, а вот рабочим следовало бы на работу подналечь.

Причина пятая: кадры ломают все

Квалифицированных рук не хватает. К ремонту теплосетей привлекают гастарбайтеров. Они как могут, так и работают. В основном за гроши.

— Гастарбайтеры не специалисты. Проект установки отопительных приборов они не соблюдают, технологий не знают. Люди жалуются, — говорит сантехник со стажем Иван. — Однажды я слышал, как по телевизору наши власти рапортовали о готовности одного известного в Москве здания, дескать, как все отлично в нем сделано. А мы на этом объекте безвылазно работали без выходных, переделывая работу мигрантов.

— Все делается официально, по федеральному закону и в ходе конкурса. Кто меньше за работу попросит, тот ее и делает, — заметила в одном из интервью руководитель центра реформы в ЖКХ Ирина Шрамко. — За качеством следит Мосжилинспекция.

Тем временем на местах о конкурсах уже сложилось свое мнение.

— Обслуживающие организации зависят от тендера. Их выбирают сроком на 1 год, и они не знают, будут работать дальше или нет. Заинтересованность от этого падает, а вот желание нажиться — растет. Мое руководство, например, рассуждает так: зачем дергаться, может, нас завтра не будет, — говорит мастер Алексей.

По его словам, в доме выполняются те работы, что заложены в смету, а те, которые нужны, их в смете нет.

Причина шестая: соседи

Еще одна причина холода в наших квартирах — соседи, которые часто проявляют чудеса пофигизма. Одни годами живут с рассохшимися окнами и жалуются, что у них дует. Другие меняют старые батареи на новые, необоснованно увеличивая их мощность. В итоге у первых гуляет сквозняк — и они мерзнут сами. А вторые морозят других, устраивая из своей квартиры парник.

— Бывает, кто-то убирает перемычку между прямым и обратным стоком, из-за чего к ним идет больше тепла, чем к соседям, — называют еще одну причину знатоки.

Сильно обкрадывают соседей те жильцы, которые устанавливают в квартире теплые полы и подключают их не к системе горячего водоснабжения, а к системе отопления. Делать это категорически запрещено. Коммунальщики имеют право обрезать такие полы от коммуникаций и штрафовать хозяев.

Причина седьмая: прорывы

Если прорывается труба, тогда мечтать о тепле в квартире может только наивный. Прорывы характерны для старых труб.

— Такие трубы становятся, как фольга, из-за того, что вместо 15 лет они простояли 45, — говорит сантехник с 15-летним стажем работы. — В моем районе домов с такими трубами 3%. В течение 4 лет мы подаем заявку на их ремонт. И получаем ответ — нет средств. На свои деньги мы можем поменять лишь каждую десятую плохую трубу.

Причина восьмая: холодные дома

В городе просто есть дома холодные с момента постройки. Это дома серии 1605-12, которых много в спальных районах.

У этих типовушек тонкие стены, а на кухне и вовсе нет батарей. Потенциально холодными также считаются все старые дома до 2000 года постройки, где не заменили систему отопления, не замерили окна и не утеплили фасад. Жителям таких домов придется ждать капремонта (его власти обещают закончить до 2014 г. во всех домах, введенных в эксплуатацию до 1991 года) и надеяться, что к ним придут умелые мастера и выполнят все работы строго по проекту.

Куда звонить

Независимо от знания или незнания причины обращаться следует в диспетчерскую службу (ОДС), управляющую компанию (должны принять меры) и на “горячую линию” Мосжилинспекции (она должна установить причину и проконтролировать ход работ).

Телефоны “горячей линии” инспекторов: (495) 681-77-80, 681-21-45, 681-20-54.

Кроме того, вы можете позвонить на “горячую линию” Московской объединенной энергетической компании (495) 662-50-50.

А также в диспетчерский отдел Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы (495) 681-05-49

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру