Обиженная звезда

Герои Соцтруда надеются, что былую славу награды восстановят

27 декабря исполняется 70 лет со дня учреждения звания Герой Социалистического Труда. А сегодня, чтобы отпраздновать юбилей золотой медали “Серп и молот”, в Москву, в Колонный зал Дома союзов, съедутся тысячи людей из почти всех регионов страны, дальнего и ближнего зарубежья. Эта награда не вручается уже 17 лет, на ее кавалеров, в отличие от советских времен, больше не смотрят как на небожителей. Но что же тогда заставляет их проделать неблизкий и затратный путь до столицы: ностальгия по былому почету, возможность встретиться с друзьями или общее желание героев напомнить о себе? Об этом “МК” побеседовал с председателем правления Всероссийской общественной организации Героев, кавалеров госнаград и лауреатов госпремий “Трудовая доблесть России” Алексеем Лёвиным. Он реставрировал церкви, строил БАМ, ВАЗ и метро, долгое время считался последним Героем Социалистического Труда, а потом сам же развеял этот миф.

— После распада СССР статус Героев Социалистического Труда обрушился. Объяснение этому я могу найти только одно: слово “социализм” попало в опалу, а вместе с ним и все, что с этим словом связано. В том числе — и все хорошее.

— Герои Соцтруда “поражены в правах” по сравнению с другими обладателями “Золотых Звезд”?

— Увы, так было в 90-е. Наша организация создавалась в том числе и для того, чтобы устранить эту несправедливость. Мы уже многого добились для этого, но полностью уравнять статус Героев Соцтруда и Героев Советского Союза пока не удалось. В частности, вдовы Героев Соцтруда не имеют тех льгот, которые есть у вдов Героев Советского Союза. Это недопустимо — и дело даже не в деньгах, а в моральной стороне вопроса, ведь недаром говорится: “Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд”. Мы добиваемся не только возвращения льгот ветеранам, но в первую очередь того, чтобы человек труда был уважаем. Без этого Россия никогда не станет мировым лидером. Перед ней стоит такая цель, но трудно ее добиться, если на страницах газет, экранах и на радио простой рабочий человек стал редким гостем.

— А как возникла организация Героев Соцтруда?

— Эта идея принадлежит рабочему Александру Ульяничеву. Он трудился на атомных проектах и из-за лучевой болезни не дожил до времени, когда придуманная им организация многого добилась. Ульяничев нашел сторонников, в том числе бывшего замминистра Михаила Почкайлова. Вместе они несколько лет пытались зарегистрировать организацию Героев, но натыкались на препоны. Однако им удалось выйти на героя БАМа, главу Госстроя Ефима Басина. Он позвонил мне и сказал, что был бы рад сам создать и возглавить эту организацию, но не имеет права, поскольку является министром, попросил меня взяться за дело. Создать общероссийскую организацию нам не удавалось еще несколько лет, поэтому сначала создали московскую. Здесь очень важна была позиция мэра Юрия Лужкова, который никогда не делил москвичей-героев по категориям и кастам, а выплачивал им одинаковую надбавку к пенсии из городского бюджета. Потом его примеру последовали другие губернаторы.

— Насколько мне известно, вы встречались и с Владимиром Путиным, который тогда еще был президентом. О чем говорили?

— Я прямо ему сказал: наша организация добивается, чтобы статус Героев Соцтруда при вас был таким же, как при Сталине и Брежневе. Он улыбнулся и ответил: “Но ведь Герои Советского Союза против…”

— Это было действительно так?

— Они разделились. Одни подписывали наше письмо о едином статусе Героев, другие — письмо о том, что нельзя этого делать. Они считали, что если Героям Соцтруда что-то прибавить, то от остальных убудет.

— И чем закончилась беседа с президентом?

— Он сказал: “Если будут проблемы, понадобится помощь — звоните мне в любое время”. Тут уже я улыбнулся: “Ну как же до вас дозвониться?” И тогда Путин поручил своему помощнику курировать нашу организацию. Сейчас официально создано свыше 60 региональных отделений “Трудовой доблести России”, но скоро они будут во всех регионах.

— Как вы думаете, в наше капиталистическое время нужны трудовые награды?

— Не так давно произошло очень важное, с моей точки зрения, событие. После распада СССР было учреждено звание Героя России, но им награждались только участники различных боевых столкновений, военные и некоторые государственные деятели. Однако последние несколько десятков наград были присвоены работникам сельского хозяйства и выдающимся спортсменам. Мы ставим вопрос о том, чтобы или распространить звание Героя России на трудовые заслуги, или учредить звание Героя Труда России.

— Перед кем ставите этот вопрос?

— И перед президентом, и перед правительством, и перед парламентариями. Наша позиция — трудовые заслуги нужно уважать — сегодня находит большее понимание, чем в 90-е. Достаточно сказать, что приветствие участникам сегодняшнего праздника прислали Дмитрий Медведев, Владимир Путин, Сергей Миронов, Борис Грызлов, почти все губернаторы. Общественная палата нас активно поддерживает…

— Кто был первым Героем Социалистического Труда?

— Мало кто помнит, что звание Героя Труда появилось на 7 лет раньше, чем Героя Советского Союза. Тогда оно присваивалось и за хозяйственные, и за трудовые, и за военные заслуги. Затем произошло разделение: за гражданские и военные подвиги решили давать разные звездочки. Звание Героя Соцтруда было учреждено в 1938 году, а первым Золотую Звезду с серпом и молотом к 60-летию со дня рождения получил в 1939-м Иосиф Сталин. Впоследствии он стал еще и Героем Советского Союза, но всегда носил на кителе только одну звездочку — именно эту, с серпом и молотом.

— Интересно, почему?

— Душа “отца народов” — потемки. Но ответом на этот вопрос может быть тост, который не так давно поднял бывший главком дальней авиации, Герой Советского Союза Василий Решетников. Он сказал: “Поднимаю бокал за звезду с серпом и молотом потому, что мы, летчики, получили свою звездочку Героя Советского Союза за пять секунд. Момент боевого подвига скоротечен, а вот звезду трудового подвига нужно заслужить всей своей жизнью”.

— Сколько лет вы лично шли к своей звезде?

— Я начал трудовой путь с реставрации Елоховской церкви. Многих удивляет, что происходило это в 1952-м, в период расцвета коммунистической идеологии. Работали мы быстро, смена длинная — с восьми до восьми, нужно было в короткий срок открыть приход. Я был тогда мраморщиком, гранитчиком, немного лепщиком. Потом строил Дом правительства в Тбилиси, станции метро в разных городах СССР, работал на строительстве БАМа, заводов ВАЗ и КамАЗ. Звезду Героя Социалистического Труда получил после 39 лет непрерывного стажа. Сразу после награждения я дважды встречался с Михаилом Горбачевым — на приеме и на хозяйственном активе. Активисты тогда уже были недовольны Михаилом Сергеевичем, шумели, требовали ускорения реформ. Он говорил: “Не получится!” — а я кричал: “Получится!”

— Вы оказались последним Героем Соцтруда?

— Долго считалось, что это так, но когда возникла наша организация, мы выяснили, что последним Героем является артистка казахского оперного театра. Возможно, есть кто-то еще, по закрытой линии. Ведь имена некоторых героев тогда были засекречены.

— Если звание Героя Труда возродится, не получится ли так, что получать его будут в основном топ-менеджеры, а настоящие “рабочие лошадки” окажутся в стороне?

— Не должно этого быть! Среди Героев Соцтруда начальников и вообще интеллигенции было очень мало, а более 90% кавалеров — это рабочие, крестьяне. Многие поднимались на управленческие вершины уже после того, как стали Героями. Например, дважды Герой Владимир Долгих, который входил в Политбюро, а сегодня возглавляет ветеранскую организацию Москвы, первую свою звезду получил за строительство “Норильского никеля”. Будущий министр Ефим Басин — за строительство БАМа.

— Сколько всего было Героев Соцтруда?

— На моей звездочке выбит номер 21 034. Вот примерно столько. Сейчас в Москве и Зеленограде проживает 301 человек, имеющий эту награду. Скоро мы будем знать, сколько их в стране и ближнем зарубежье. И никто из них не будет больше забыт.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру