Подходит к концу непростой 2008 год. Конечно, впечатления о нем сильно омрачились набирающим обороты мировым финансовым кризисом. И все же в этом году было немало хорошего. По крайней мере, столичным властям за ряд своих решений и инициатив точно не стыдно. Поговорить об итогах года уходящего и поделиться прогнозами на наступающий “МК” решил с руководителем фракции “Единая Россия” в Мосгордуме, заместителем председателя МГД Андреем Метельским.
…Мы пошли на сокращение расходов
— Андрей Николаевич, с какими итогами выходит на рубеж 2009 года Мосгордума?
— Год 2008-й был очень насыщенным на события и на появление новых законодательных актов. В этом году мы впервые приняли трехлетний бюджет; внесены изменения в Конституцию РФ о продлении срока полномочий президента, Госдумы, а также о контроле законодательным органом исполнительного и об отчете правительства перед парламентом. Все это говорит о том, что страна идет по пути развития демократии. И хотя в условиях экономического кризиса трудно говорить о стабильности, Правительство России, правительство Москвы стараются ориентироваться на стабильность экономики и социальной сферы. Думаю, сегодня общество правильно реагирует на предложения и действия властей. И Москве в условиях экономического кризиса пришлось пойти на сокращение расходов бюджета будущего года. Однако мы полностью сохраняем все социальные расходы и все социальные гарантии для москвичей. Сокращение произойдет в основном за счет инвестиционных программ.
— Правда ли, что новую, урезанную, адресную инвестиционную программу депутатам выдали лишь за пару дней до окончательного чтения бюджета?
— Да. Программу действительно сократили, на 150 миллиардов рублей. Придется снизить расходы на строительство жилья, больниц, школ, дорог, метростроение… Конечно, это совсем не значит, что все стройки враз свернут. Их просто заморозят. И когда мы переживем последствия мирового финансового кризиса, все объекты будут достроены. Наша задача — сохранить, а не сломать то, что мы имеем. При этом те объекты, которые уже начали строиться, замораживать не будут — их обязательно доведут до конца.
— Московские власти вроде собирались помочь фирмам, которые занимаются строительством жилья. Не отказались от своих планов?
— Москва и сама строит жилые дома за счет средств городского бюджета. Но многие москвичи являются соинвесторами строительства жилых объектов. И мы не можем допустить, чтобы они пострадали. Ведь жилье — это вопрос вопросов для москвичей. И важно сохранить гарантии строительных компаний людям, которые также вкладывают деньги в строительство. Сегодня нужно поддержать такие фирмы (в разумных, конечно, пределах), чтобы они выполнили свои обязательства перед людьми. Причем речь идет не о дорогом элитном жилье, а о доступном. Первым шагом на пути решения этой проблемы стало проведение городским правительством аукционов на выкуп жилья. Власти гарантированно выкупают квартиры по изначально установленной цене в 65 тысяч рублей за квадратный метр — кто даст меньше, у того и купят.
— Инвестиционную программу по строительству дорог, рассчитанную на три года, сократят на 25 миллиардов рублей. Это серьезно для Москвы?
— Да, но столичные власти намерены потратить на дорожное хозяйство, строительство и реконструкцию дорог более 300 миллиардов рублей в течение 2009—2011 годов. Поэтому дороги в Москве будут строиться. Как и станции метро, хотя финансирование программы строительства метрополитена придется урезать на 7 миллиардов рублей. В 2009 году в столице планируют открыть станции “Достоевская” и “Марьина Роща” на Люблинско-Дмитровской линии, “Мякинино” и “Волоколамская” на Арбатско-Покровской и “Технопарк” на Замоскворецкой. А в ближайшие 6 лет столица выделит из своего бюджета 370—380 миллиардов рублей на строительство метро. Из федерального бюджета мы планируем получить такую же сумму.
Зарплаты бюджетникам вырастут на треть
— Но все же сокращать будут не только инвестиционные программы, но и расходы самого бюджета — минимум на 50 миллиардов рублей. Что попадет под урезанные статьи?
— Например, фонд оплаты труда бюджетников сократится на 5%. Но этого не стоит бояться — принята во внимание фактическая неукомплектованность учреждений. Запланированные повышения зарплат, пенсий, все льготы будут выплачены в полном объеме. Так, столичные пенсионеры, как и обещано, будут получать в будущем году пенсии в размере 1,5 прожиточного минимума, а с 2010 года — 2 прожиточных минимумов. Зарплаты бюджетникам в 2009 году повысят в общей сложности на 30% в три этапа: с 1 января ставка первого разряда единой тарифной сетки вырастет на 400 рублей и составит 5420 рублей в месяц; с 1 мая — до 5855 рублей; с 1 сентября — до 6325 рублей. Последний раз минимальную зарплату московским бюджетникам повышали 1 сентября этого года. Что касается прочих бюджетных сокращений, то на 22% уменьшат затраты на дорожное строительство, на транспорт — на 16%, коммунальное хозяйство — 17,1%, благоустройство — 10%, культуру — 9%. За счет повышения зарплат расходы на правоохранительную деятельность решено увеличить на 16,5% по сравнению с первоначальными цифрами. На меры по поддержке финансового рынка и экономики в условиях кризиса предусмотрено выделить в 2009 году 30 миллиардов рублей и еще 40 миллиардов — в 2010 году. Не исключаю, что в следующем году, скорее всего, не раз придется вносить изменения в бюджет, так как в условиях мирового кризиса предсказать развитие финансово-экономической ситуации и инфляцию довольно сложно.
— Коснутся ли сокращения грандиозной столичной программы капремонта жилья?
— Она будет продолжена — это даже не обсуждается. И по этой программе мы расходы не сокращаем. Другое дело, что при ее реализации нам серьезно мешает федеральный закон, по которому мы вынуждены отбирать подрядные организации для осуществления ремонта по конкурсу — кто меньше даст, тот и выиграл. Допустим, в реальности работы стоят 10 рублей, а подрядчик готов их выполнить за 5. Такая фирма выигрывает, а потом либо халтурит, либо вообще ничего не делает, в итоге с ней приходится расставаться и… снова объявлять конкурс. Необходимо внести изменения в этот закон — их разработкой мы займемся в следующем году и вынесем их на суд Госдумы.
— Грустно, что тарифы на услуги ЖКХ в будущем году вырастут на четверть…
— Да, повышение тарифов на услуги ЖКХ происходит раз в год, что обусловлено инфляцией. Однако не стоит забывать, что многие москвичи имеют право на льготы — если сумма коммунальных платежей превышает 10% суммированного дохода семьи. Такие люди получают субсидии из городского бюджета. Кроме того, Москва отказалась от идеи перейти на 100%-ную оплату услуг ЖКХ. Потому что многие москвичи не могут позволить себе оплату жилищно-коммунальных услуг в полном объеме. Сегодня горожане оплачивают примерно 50—60% реальной стоимости услуг. Однако это распространяется лишь на одну квартиру — если есть вторая, третья и пр., за нее уже придется оплачивать услуги ЖКХ в 100%-ном объеме.
Законы настоящие и будущие
— В уходящем году Москва приняла ряд немаловажных законов. Какие вы могли бы выделить особо?
— Прежде всего Градостроительный кодекс. Ведь тема строительства волнует москвичей едва ли меньше, чем пресловутый квартирный вопрос. И вот теперь в Москве появился документ, собравший в себе все нормативы и правила строительства в столице и все действующие в городе законодательства в этой сфере. К тому же кодекс запретил коммерческую точечную застройку. Юрий Лужков назвал его Градостроительной Конституцией — наверное, это так. Ведь Конституция не только защищает права, но и регламентирует деятельность всего государства. Так и наш кодекс не только обозначает права инвесторов и граждан, но и четко регламентирует их взаимоотношения.
— Каким законом столица закрепила все льготы и виды финансовой помощи, установленные в Год семьи?
— Мы внесли поправки в Закон “О мерах социальной поддержки”, и все принятые в Год ребенка и Год семьи льготы закреплены и будут ежегодно подпитываться бюджетными средствами. Поправками в закон мы установили и новые льготы — для детей ветеранов локальных войн и конфликтов.
— Мосгордума отличилась и тем, что приняла закон, повышающий размер транспортного налога, который вступит в силу с 1 июля 2009 года…
— Да, он вступит в силу летом, однако реально платить по новым ставкам автовладельцы начнут лишь с середины 2010 года — по итогам финансового года. Но самое главное — мы сохранили ставки для 75% частного автопарка столицы, то есть для автомобилей с мощностью двигателя до 125 лошадиных сил налог останется прежним. Думаю, владельцы более мощных и дорогих машин смогут себе позволить платить повышенный в полтора раза транспортный налог.
— С чем связано решение столичных властей повысить срок полномочий мэра и депутатов городской Думы с 4 до 5 лет?
— Это решение мы приняли совершенно осознанно. Ибо 5 лет — это оптимальный срок работы депутата или главы города, позволяющий реализовать свои планы и выполнить поставленные задачи. Невозможно вникнуть в проблемы такого огромного мегаполиса, как Москва, ни за год, ни за два. Кстати, на момент принятия нашего решения уже более 60% субъектов Федерации также выбрали для себя 5-летний срок полномочий губернаторов и законотворцев. Думаю, такой срок должен стать унифицированным для всей страны.
— И для президента, на 6-летний срок полномочий которого Мосгордума тоже согласилась?
— Нет, я имел в виду лишь законодательные и представительные органы субъектов Федерации. Что касается увеличения срока полномочий президента, то, как я уже говорил, мы в этом видим лишь стремление руководства нашей страны добиться большей стабильности и эффективности работы главы государства. При этом, повторюсь, это нормальный, отвечающий всем принципам демократии процесс, в котором в соответствии с законодательством участвовали не только Госдума и Совет Федерации, но и все законодательные собрания регионов, поддержавшие данное решение.
— В этом году Мосгордума приняла и поправки в жилищное законодательство, установив новую категорию — “нуждающийся в содействии города в улучшении жилищных условий”. К чему такая сложная формулировка?
— Эту поправку инициировала фракция “Единая Россия”. Дело вот в чем. По федеральному закону встать в очередь на получение бесплатного жилья могут только малоимущие граждане (что необходимо доказать). А как быть людям, которые ну никак под категорию “малоимущие” не подходят, но и самостоятельно купить квартиру по бешеным московским ценам не могут? И вот мы решили установить законом категорию “нуждающиеся в содействии города в улучшении жилищных условий”. Этим людям мы предоставляем возможность участвовать в возмездных жилищных городских программах — программе социальной ипотеки, предоставления жилья в рассрочку и пр.
— В последние месяцы года Мосгордума активно обсуждала и в конечном итоге поддержала федеральные инициативы, направленные на борьбу с коррупцией.
— Да, эти предложения были поддержаны всеми фракциями. Что показывает: в борьбе с этим злом готовы объединиться все политические силы в Мосгордуме.
— Какими законопроектами займетесь в 2009 году?
— Для начала будем вносить изменения в городской закон о выборах в соответствии с предложенными в послании президента. Это касается изменения порога для прохождения партии (мы должны снизить его с 10 до 7%), а также предоставления мест партиям, не преодолевшим 7%-ный барьер, но набравшим более 5% голосов избирателей. Фракций у таких партий в парламенте не будет, однако трибуна их представителям будет предоставлена. Пока это касается только Госдумы, но думаю, что перейдет и на законодательные собрания регионов.
— Недавно фракция “Единая Россия” в Мосгордуме отметила свой первый, пятилетний, юбилей. Каких успехов, на ваш взгляд, вы добились за эти годы?
— Самое главное, что фракция сохранилась и продолжает работу. Сегодня в ней работают 29 человек, ни одно законодательное решение не проходит без участия “единороссов”. Но у нас и в парламенте, и во фракции очень демократичная атмосфера. Каждый представитель имеет право высказать свое мнение. И самое главное — мы настроены на работу для москвичей в соответствии с данными нами избирателям обещаниями.
СПРАВКА "МК"
Мэр Москвы Юрий Лужков в августе 2008 года заявил о намерении поставить перед Правительством РФ вопрос об увеличении финансирования дорожного и мостового строительства в Московском регионе. Владимир Путин подтвердил, что федеральный центр будет участвовать в финансировании транспортных проектов Москвы. “Москва — тот город, где в решение транспортных проблемы вкладываются очень большие деньги, просто несопоставимые с тем, что делается в других регионах РФ… Руководством Москвы представлен перспективный план развития транспортной инфраструктуры, эти планы обсуждаются. В любом случае мы будем их осуществлять”, — сказал премьер в ходе недавнего общения в прямом эфире телеканала “Россия”.