“МК” нашел золото нации

Миллионы евро лежат на дне, и за ними никто не приходит

Три миллиарда долларов — на эту сумму отыскали водолазы из американской компании Sub Sea Research золота, бриллиантов и платины на потопленном в 1942 г. немецкой подлодкой судне. Корабль, зашифрованный поисковиками под романтическим псевдонимом “Голубой Барон”, якобы перевозил драгоценности, которые СССР передал союзникам в счет оплаты долга за поставки по ленд-лизу. Кому сегодня по закону принадлежат эти богатства?

В Балтийском море у берегов Финляндии лежат сокровища на сумму в полмиллиарда евро. Включая картины Рембрандта. Почему уже много лет наше государство не торопится их поднимать?

Все о крупнейших морских кладах — в репортаже корреспондента “МК”.

Самая широкая улыбка Фортуны

Один из авторитетных специалистов в области морского кладоискательства Гарри Ризенберг на исходе ХХ века подсчитал, что сумма сокровищ, которые были отняты у человека океаном, составляет более $600 млрд. И лишь небольшую часть богатств удалось извлечь.

В 1970-е годы американец Мэл Фишер обнаружил у островов Флорида Круз корпус испанского галеона “Нуэстра сеньора де Аточа”, затонувшего здесь в 1622 г. На протяжении последующих пятнадцати лет команда аквалангистов, собранная Фишером, занималась подъемом со дна богатейшей добычи. Из трюмов “Сеньоры” удалось извлечь 3200 изумрудов, свыше 1000 золотых и серебряных слитков, каждый из которых весил около 40 кг, и 150 тысяч монет. Общая стоимость ценностей составила более $400 млн.

Другому кладоискателю тоже повезло неподалеку от берегов Флориды. В 1982-м Барри Клиффорд наткнулся на останки пиратской галеры “Уайда”, затонувшей в 1717 г. Перед тем как пойти на дно, морские разбойники успели ограбить около полусотни кораблей, так что в трюмах “Уайды” скопились бочонки с золотым песком, драгоценные камни из Индии, сундуки с монетами… Только за первые недели работы аквалангисты Клиффорда смогли поднять с “Уайды” сокровищ на 20 миллионов.

Впечатляющая информация появилась весной 2007 г.: где-то на дне Атлантики (координаты были засекречены) найден старинный корабль, перевозивший около 17 т золота и серебра. Груз, который подняли на поверхность, оценивался в 0,5 млрд. долларов.

“Мерседес” ценой в 200 миллионов

Где искать “дармовое” золото? На дне Малаккского пролива лежит португальский корабль “Флор де ла мач”, затонувший в 1512 г. По оценкам исследователей, с ним под воду ушли сокровища на сумму от 1 до 9 миллиардов долларов.

У побережья Португалии в 1804 г. погиб в бою с английской эскадрой испанский фрегат “Нуэстра сеньора де лас Мерседес”. Содержимое его трюмов, судя по архивным документам, можно оценить более чем в 200 миллионов долларов”.

Карибское море, 24 км южнее кубинской столицы. Здесь уже без малого 300 лет покоятся останки испанского корабля “Сантиссима Тринидад”. Наградой отыскавшему его станут сокровища на сумму приблизительно в полмиллиарда.

В конце XVIII в. у берегов Южной Африки потерпел крушение английский фрегат “Гровенор”. Среди других грузов корабль вез в трюме шедевр мирового ювелирного искусства — трон Великих Моголов, созданный в Средние века лучшими мастерами Индостана для дворца Тадж-Махал. Офицер английских колониальных войск так описывал это уникальное творение: “Два павлина с распущенными хвостами, сделанные из чистого золота, украшают спинку трона. Золотые ножки его отделаны жемчугом и сверкающими камнями огромных размеров и ослепительной красоты…” Увы, все это великолепие после крушения фрегата пошло на дно. К месту гибели “Гровенора” сразу послали экспедицию, но она вернулась ни с чем. Столь же безрезультатны были и полтора десятка других экспедиций, снаряжавшихся в последующие годы. До сих пор не увенчались успехом и поиски отдельных энтузиастов-кладоискателей. А ведь фрегат затонул на глубине менее 15 метров! Судя по всему, он оказался погребен под слоем песка.

“Воинственный” долг

По прошествии нескольких месяцев после начала Великой Отечественной войны СССР подписал с США договор о ленд-лизе.

— Первые партии военных грузов СССР начал получать уже летом 1941-го, — рассказывает заведующий кафедрой отечественной истории Поморского государственного университета им. Ломоносова Михаил Супрун. — Но это был так называемый вторичный ленд-лиз, поставлявшийся из Великобритании в соответствии с заключенным между нашими странами в июле соглашением о кредите-клиринге (здесь речь шла об обязательной оплате). С октября 1941-го в Россию пошли уже прямые поставки из США. Согласно договору, эти грузы американцы нам присылали на так называемой кредитной основе — с отсрочкой оплаты, а с февраля 1942 г. удалось договориться с заокеанским союзником и вовсе о бескредитных условиях ленд-лиза, согласно которым все поставленные машины, военная техника, оружие, сырье и другие предметы, уничтоженные и израсходованные во время войны, не подлежали оплате.

Советская сторона уже в ходе войны пыталась расплачиваться по ленд-лизовским долгам. Одним из таких эпизодов стала отправка в Великобританию нескольких тонн золотых слитков — морем, в артиллерийских погребах крейсера “Эдинбург”. Но, кроме того, были и другие попытки передачи русских драгоценностей благодетелям-союзникам. Увы, соответствующие документы по-прежнему скрыты на полках спецхранов. Очевидно, что наиболее удобной была организация “золотых конвоев” по северному морскому коридору — из Архангельска. Но есть и другая информация. Например, о том, что в порт Магадана несколько раз заходила американская подлодка, на которую грузили золото, добытое в многочисленных гулаговских рудниках на Колыме. (“Если это и было в действительности, то только до начала 1942 г., в период действия кредитных условий ленд-лиза”, — уточнил Михаил Супрун.) Другой “золотой” эпизод, о котором отыскались смутные упоминания, — попытка доставить из СССР на Британские острова увесистую партию слитков из Гохрана на тяжелом бомбардировщике “Пе-8”. Организовали эту спецоперацию якобы в 1942-м, и закончилась она неудачей: самолет так и не долетел до пункта назначения. Впрочем, профессор Супрун к истории с переправкой золота по воздуху относится скептически: “Это очень рискованная затея. Непонятно, какие причины могли заставить союзников прибегнуть к ней”.

СПРАВКА "МК"

Непогашенный ленд-лизовский долг СССР перед США достиг к концу 1945 г. 11 млрд. долларов, из которых Советский Союз выплатил впоследствии лишь незначительную часть. Во времена Хрущева и Брежнева на переговорах с американской стороной неоднократно удавалось добиваться от бывших заокеанских союзников уменьшения этой суммы. В 2001 г. президенты В.Путин и Д.Буш договорились о том, что расчеты по советской задолженности за ленд-лиз откладываются до 2030 г.

Кто поделит загадку?

На фоне всех фактов, касающихся ленд-лизовской эпопеи, история с только что обнаруженным “Голубым Бароном” выглядит настоящей загадкой.

— Можно предположить, что драгоценности переправлялись из СССР сухопутным путем — по так называемому Персидскому коридору до порта Басра в Персии и там были погружены на корабль, который затем обогнул Африку и направился к берегам США, — размышляет Михаил Супрун. — Не исключаю также, что, оставив часть сокровищ в одном из американских портов, “Голубой Барон” должен был затем переправить оставшиеся сокровища через Атлантику — в Великобританию. Именно так можно объяснить появление этого судна у берегов нынешней Гайаны. Но возникает вопрос: почему для перевозки огромных ценностей был использован не военный корабль, а простой сухогруз? Ради маскировки?

Информация, которая прошла в СМИ, неточная. Например, упомянутая там субмарина U-87, якобы потопившая “Голубой Барон”, не действовала в этом районе. У южноамериканских берегов, где найден пароход, находилась одно время группа подводных лодок, но в июне 1942 г. они ушли в Карибское море, где и зафиксированы все их победы… Ситуация прояснится, если удастся посмотреть в архивах внешней политики СССР документы, связанные с перевозкой золота по Персидскому коридору, и архивы в Лондоне, где отмечены все потери пароходов.

О возможных претензиях российской стороны на сокровища “Голубого Барона” рассказал президент Ассоциации международного морского права профессор Анатолий Колодкин:

— Государство Гайана на эти ценности претендовать ни в коей мере не может, так же как не может и запретить вести работы на судне: ведь “Голубой Барон” лежит в 40 милях от берега, а ширина зоны территориального моря этой страны — 12 миль. Не имеет значения и тот факт, что затонувшее судно находится в 200-мильной зоне континентального шельфа Гайаны. Согласно международным правовым нормам, прибрежное государство на континентальном шельфе и в прибрежной экономической зоне обладает суверенными правами только в отношении разведки и разработки естественных богатств, но не обладает исключительным правом на находки культурных ценностей. С этой точки зрения у “Барона” статус “предмета, никому не принадлежащего”: тот, кто его нашел, имеет на него все права.

В американских судах уже рассматривались дела, связанные с подобными подводными кладами, обнаруженными поисковиками на континентальном шельфе США. И суды вынесли однозначное решение: данные находки не могут быть присвоены Соединенными Штатами, поскольку они носят характер исторического наследия, а не являются природными ресурсами.

Но нужно еще разобраться с “хозяевами” самого груза. Если это оплата СССР по ленд-лизу, то должны существовать какие-то документы об отправке этих ценностей на конкретном корабле в конкретное время. Здесь, думаю, должны быть задействованы Агентство по морскому транспорту Минтранса России, архивы МИДа и Гохрана… Следует выяснить также, не производилась ли после гибели корабля повторная выплата… В любом случае, если есть основания полагать, что мы — прежде СССР, а теперь его продолжатель Россия — являемся собственником данного “золотого груза” или его части, то должно появиться соответствующее официальное заявление наших государственных структур. Пока его нет.

На сокровища, найденные у берегов Южной Америки, могут — теоретически — претендовать и Россия, и Соединенные Штаты, и Англия. Ну и компания Sub Sea Research, которая обнаружила затонувшее судно. Возможные варианты развития дальнейших событий подсказывают некоторые прецеденты, уже имевшиеся в прошлом.

Прецедент №1

Начало мая 1942 г. омрачилось для союзников трагедией: в Баренцевом море немецкая подлодка торпедировала английский крейсер “Эдинбург”. С кораблем ушел в пучину и золотой багаж, который направлялся в качестве оплаты за поставки по ленд-лизу.

В итоге на 250-метровой глубине оказалось около сотни ящиков, в которых находилось 465 слитков золота высшей пробы общим весом свыше 5,5 тонны. 2/3 этого драгоценного груза было застраховано в Госстрахе СССР, а 1/3 — в Бюро страхования военных рисков правительства Великобритании. Позднее страховые суммы были выплачены США, и фактические права на золото с “Эдинбурга” перешли в соответствующих долях к СССР и Англии. Сокровища пролежали на дне почти 40 лет. Только к концу 1970-х появилось оборудование, позволявшее работать на такой глубине. Поднять золото с “Эдинбурга” решился опытный английский водолаз Джессоп. Дипломатами было обговорено, что 45% поднятых сокровищ перейдет к фирме-исполнителю, а две державы поделят оставшуюся часть в соответствии с первоначальной пропорцией страховки: СССР получит две трети, Англия — одну. В мае 1981 г. Джессоп “нащупал” место гибели “Эдинбурга”. Подводных кладоискателей спускали к затонувшему кораблю в специальном водолазном колоколе. Оттуда они отправлялись в глубь корпуса “Эдинбурга”, дорогу к заветным погребам расчищали с помощью электрокислородной резки и мощных грунтонасосов. Несмотря на напряженный изматывающий график работы, первый золотой брусок был поднят лишь 16 сентября. К 5 октября успели извлечь 431 слиток (каждый из них подвергался наверху тщательному взвешиванию, фотографированию и регистрировался в специальном журнале учета в присутствии официальных представителей Великобритании, СССР и фирмы Джессопа, а затем помещался в спецкладовую). Но на этом работы пришлось прекратить: все водолазы были крайне истощены, а на море разыгрался шторм.

На дне осталось еще 34 слитка. Их поиск удалось возобновить лишь в 1986-м. Результатом этого этапа стал подъем с “Эдинбурга” еще 29 золотых слитков. Где-то в артиллерийских погребах затонувшего корабля так и “завалялись” еще 5 золотых слитков весом от 11 до 13 кг каждый.

Прецедент №2

9 октября 1771 г. в Балтийском море у берегов Финляндии на дно ушло двухмачтовое датское торговое судно “Фру Мария”. Гибель корабля вызвала особое огорчение в “верхах” Российской империи — ведь на этом “торговце” в Петербург везли коллекцию произведений искусства для самой государыни Екатерины Великой!

— В архивах Министерства иностранных дел хранится письмо Екатерины к Вольтеру, в котором она сообщает, что на аукционе, проводившемся в Амстердаме летом 1771 г., она приобрела более 20 картин голландских художников, а также посуду и другие изделия из золота и серебра, — рассказывает профессор Анатолий Колодкин. — Этот документ подтверждает, что на борту “Фру Марии” действительно находились ценности. Еще один любопытный факт: едва лишь в Петербурге стало известно о кораблекрушении, из столицы в Турку тут же был послан офицер, который передал финским властям официальное заявление России о том, что сокровища на этом корабле являются собственностью российского императорского двора. Вот как была поставлена юридическая служба в XVIII столетии!

Затонувшее судно случайно обнаружили в 1999 г. двое финских любителей дайвинга. Поднять лежащее на 40-метровой глубине судно кажется сегодня задачей вполне выполнимой. А стоимость “императорского” груза на нем музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 млн. евро. Возможно, на корабле везли и полотна великого Рембрандта! Однако, чтобы начать работы на “Фру Марии”, нужно получить разрешение финских властей.

— Знаю, что уже состоялась встреча российских и финских экспертов, к работе подключились мидовские структуры, — уточняет А.Колодкин. Серьезным аргументом в нашу пользу является то, что ценности с “Фру Марии” были собственностью главы Российского государства, а значит, по нормам международного права это имущество принадлежит ныне Российской Федерации.

АНЕКДОТ ДНЯ

Встретились бизнесмены. Разговорились.
— У меня мечта есть — клад найти, но не простой, а особенный: взять лопату, пойти в поле и выкопать целый клад навоза!
— А зачем тебе это надо?
— Ты только представь, с каким удовольствием я его отдам государству!..

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру