Вячеслав Фетисов — “МК”: Не нарушай — и не будешь наказан!

Сенатор и легендарный спортсмен считает, что в допинговом скандале виноваты сами биатлонисты

Говорят, что вкус побед не приедается. Вячеслав Фетисов — яркое тому подтверждение. Тот азарт и жажда борьбы, что были присущи юноше, ворвавшемуся в основу ЦСКА, со временем не пропали, а напротив, вылились в полный комплект хоккейных трофеев, собранных за карьеру. Тот же азарт был виден в глазах и Фетисова-тренера, в очередной раз поднимавшего над головой Кубок Стэнли. Все те же целеустремленность и готовность к новым свершениям привели его на пост главы Росспорта, а проще говоря, главного по спорту в России...

Сегодня Фетисов не только является председателем совета директоров Континентальной хоккейной лиги, но и осваивается в новом — сенаторском — кресле, которое занял после избрания членом Совета Федерации от Приморского края. И вновь все с тем же азартом готов сражаться. Хоть с допингом, хоть с несовершенством спортивной системы. Складывается впечатление, что даже если выберет себе в противники ветряную мельницу, все равно победит. Пока ведь не проигрывал!

— Вячеслав Александрович, начать разговор хотелось бы с вашей новой должности. Как глава комиссии Совета Федерации вы с “МК” еще не общались…

— Любое новое место работы требует времени на адаптацию. Надо понять направление движения, обустроиться. Была создана комиссия по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения, которую я возглавил. Ее появление вызвало в Совете Федерации огромный интерес — к нам пришли не только люди со спортивным прошлым.

Первым моим замом стал трехкратный олимпийский чемпион Андрей Лавров, который уже имеет опыт сенаторской работы. Мы располагаем определенными ресурсами, можем направлять запросы, осуществлять контроль над исполнением поручений и программ. Федеральные, региональные программы — все они находятся под нашим контролем, так что объем работы колоссальный. Спорт сегодня — это не только чемпионаты мира и Олимпийские игры, но и важнейшее направление социальной политики. Кроме того, спорт — это создание положительного имиджа страны, воспитание патриотизма и, пожалуй, единственная действенная профилактика всех вызовов, которые бросает нашей молодежи улица.

— Как часто приходится решать вопросы, связанные со спортом в Приморском крае? Шло много разговоров о баскетбольном “Спартаке-Приморье”, который был близок к финансовому краху. Вы принимаете участие в судьбе клубов?

— Решение таких вопросов не входит в непосредственные функции сенатора. С другой стороны, надо понимать важность подобных процессов. Знаете, я часто встречаюсь со студентами во Владивостоке. В частности, там работает уникальный во многих отношениях вуз — Государственный университет экономики и сервиса, готовящий не теоретиков, а специалистов, готовых помочь региону в самых разных областях. В этом университете 14 спортивных залов, 2 бассейна, несколько фитнес-центров. И сами ребята заметно отличаются от сверстников своей активностью, позитивным отношением к жизни, к будущему своего края. Это только подтверждает, что академическое образование и условия для занятий спортом успешно дополняют друг друга. Приморская молодежь очень остро реагирует на “отрезанность” от Центральной России, она желает ощущать свой край важной частью единой страны.

Так вот, что касается клубов, то должна быть грамотная государственная поддержка — я не имею в виду их финансирование из краевого бюджета. Не секрет, что в разных лигах имеет место “выдавливание” дальневосточных команд. По коммерческим или другим причинам. Но разве мы с вами установили границы нашей Родины? Величие нашей страны как раз и состоит в ее необъятности. И сохранить приморские команды в высших лигах в игровых видах спорта — крайне важная, в том числе и политическая задача.

— Являясь на протяжении нескольких лет главой Росспорта, вы стояли у целого ряда начинаний и программ. Какова их нынешняя судьба?

— Быть может, волнуюсь зря, но определенные опасения есть. Нами была создана система, в том числе и спартакиадная, которая успешно работала. Помните, как все у нас развивалось: от спартакиады школьников перешли к спартакиаде молодежи. Некоторые ребята, которые были участниками тех соревнований, стали чемпионами Олимпиады в Пекине — например, Лариса Ильченко, Андрей Сильнов… А сегодня даже перспективы сочинских Игр оказались под вопросом. Ведь у нас, начиная с 2010 года, должна была на полную мощность заработать программа подготовки, разработанная Росспортом, так называемая программа “Результат”. Понимаете, принимать Олимпиаду и не выиграть ее мы не имеем права! Но уже год, как существует Министерство спорта, а внятной концепции так и нет. Надеюсь, скоро мы наконец услышим что-то о его стратегии.

Мы пахали как одержимые, создали работающую систему соревнований и даже были готовы передать федерациям полномочия по развитию видов спорта. Но ведь никто не взвалил на себя этот груз, никто не согласился работать без госфинансирования. На сегодня ни одна из общественных организаций, к коим относятся и спортивные федерации, к этому просто не готова. Ни одна!

— Как стал возможен допинговый скандал, в центре которого оказались наши биатлонисты? Кто виноват?

— Наверно, Фетисов во всем виноват. И Путин, который Фетисова в свое время назначил…

— А если серьезно?

— Виноваты сами спортсмены. Надо понимать простую истину: не нарушай — и не будешь наказан. Только сам спортсмен может знать, как и когда в его организм попал запрещенный препарат. Наша комиссия специально для всех заинтересованных сторон проведет заседание, на котором мы подробно разберемся, как работает антидопинговая система.

Вспомните, что происходило в России до 2002 года. Ни в одной международной антидопинговой организации мы не состояли, а соответственно — и не могли повлиять на принимаемые решения и отстаивать свои права. Нашу страну топтали как хотели — я уже устал напоминать, как унижали наших спортсменов, наш народ в Солт-Лейк-Сити.

И вот мы стали активными участниками всемирного антидопингового движения. А это не только сотрудничество с ВАДА, МОК, Советом Европы. Россия одной из первых ратифицировала Международную конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте. На утверждение этого исторического документа ушло всего полтора года (хотя бывают случаи, когда на ратификацию уходят десятилетия). Ваш покорный слуга возглавил президиум Конференции стран-участниц этой конвенции. Мы продемонстрировали всему миру, что наша страна находится на передовой в борьбе с допингом. И председателем комиссии спортсменов Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) был избран, а позднее и переизбран россиянин Фетисов. Наша позиция не осталась незамеченной, и, поверьте, когда шло победное для Сочи голосование за право принять Олимпиаду, мы набрали немало голосов как раз благодаря активной борьбе с допингом. Как и в случае с выборами столицы универсиады, которые выиграла Казань.

Со стороны государства нами было сделано все: создана сверхсовременная лаборатория, входящая в пятерку лучших в мире, учреждено национальное антидопинговое агентство РусАДА, все участники спортивного процесса активно информировались о новшествах антидопинговой политики. Понимаете, иногда наступает момент, когда спортсмен, его тренер, пройдя все проверки, перед ответственным стартом остаются наедине с собой… И порой все усилия государства, потраченные бюджетные деньги оказываются выброшенными на ветер, а репутация страны — подмоченной.

— Говоря с вами, невозможно обойти стороной хоккейную тему. Как вам дебютный сезон Континентальной хоккейной лиги, председателем совета директоров которой вы являетесь?

— Я и пять, и шесть лет назад говорил, что нужна Евроазиатская лига, проект которой можно назвать прототипом КХЛ.

Понадобилось немало сил, чтобы убрать из хоккея людей, тормозивших его развитие. И вовсе не случайно уже после этого мы стали чемпионами мира в Канаде! Лига дала нам надежду на спортивное развитие. Спортсмены поняли, что если они не будут играть, полностью отдаваясь хоккею, то не будут и получать деньги. Поняли и то, что нельзя менять команды как перчатки. И клубы поняли, что лига работает в их интересах, помогая и зарабатывать, и сокращать расходы.

Проведены антикризисные мероприятия, в ходе которых найдены эффективные инструменты для экономии. Но главное, что мы получили хоккей более высокого качества. Видна и перспектива, НХЛ не может больше давить на нас, как раньше. Хотя инициатива ряда депутатов о внесении изменений в Трудовой кодекс нам сегодня просто подрезает крылья. Любой игрок, получается, может написать заявление об уходе и в одностороннем порядке разорвать контракт.

Какие бы корпоративные правила мы в лиге ни устанавливали, они не могут противоречить действующему законодательству — и носят исключительно рекомендационный характер…

— Вы говорите об успехах сборной, но в то же время увеличиваете количество иностранных игроков в лиге!

— То, что сейчас в НХЛ играет немалая часть сильнейших игроков планеты, не мешает сборной Канады являться главным фаворитом во всех турнирах. Не стоит бояться конкуренции — только в ней и рождаются настоящие звезды. Ведь ни Саша Овечкин, ни Женя Малкин не боялись ее, отправляясь в НХЛ. А останься они в России — скорее всего остановились бы в развитии. Мы стараемся создать один общий хоккейный рынок. Пусть казахи играют в российских командах, наши парни — в Латвии. Кому от этого хуже? За счет внутренней конкуренции и будет расти общий уровень хоккеистов. К тому же мы уже построили 200 катков, планируем сдать еще 300. Так что Россия в любом случае будет доминировать в хоккее.

Просто ко всему надо подходить с умом. В свое время в России открыли футбольный рынок, который в нашей стране к тому моменту еще не сформировался. И что получили: матчи, в которых на поле выходили в составе одного клуба 11 легионеров! Это ведь беспредел... Хоккейный же рынок у нас уже сформирован, и то, что случилось в свое время в футболе, в КХЛ невозможно, уж поверьте.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру