В Подмосковье развелись хищные “зайцы”

Они не платят за билеты из принципа

По официальным данным МЖД, каждый день в пригородных поездах всех направлений проезжает 21 тысяча “зайцев”. Именно столько “штрафных” билетов оформляется разъездными кассирами в электричках. Сколько всего неплательщиков на самом деле — не знает никто. Почему пассажиры предпочитают ездить “зайцами” и сложно ли проехать в пригородной электричке без билета, разбирался корреспондент “МК”. Кроме того, мы выяснили, как тем, кто едет в электричке на законных основаниях, наказать железнодорожников за разгильдяйство.

“Зайцы” за идею

В жару люди умирают в вагонах, при этом платят за свою смерть! Сколько раз на ваших глазах люди падали в обморок?!
Цены билетов соответствуют VIP-билетам в Европе!

Незаконные турникеты и охранники, которые вымогают деньги у пассажиров…

Это далеко не полный список претензий, который организаторы бунтарского сайта “зайцев” предъявляют к руководству РЖД. До недавнего времени на нем действительно можно было распечатать билет со штрихкодом и пройти на любую станцию пригородных электропоездов. Но в РЖД быстро узнали о виртуальном враге и провели хакерскую атаку.

Однако бунтарщики не сдаются и обещают в ближайшее время “раскусить” новую кодировку. В защиту своих действий они приводят широкий спектр доводов: от туалетов до Конституции.

— Вы прошли турникеты, но вам захотелось в туалет. Поскольку все они вне предела платформы и зоны действия турникетов, вам придется покупать “билет на выход” (при условии, что у вас билет в одну сторону. — “МК”). А когда вернетесь на платформу, снова придется купить билет, ибо тот, по которому вы прошли, не сработает! Но ведь услугой вы не пользовались. За что платить? — возмущаются организаторы сайта и тут же уточняют: — Предоставляемый нами на сайте документ не является билетом для проезда. Он предназначен только для прохода через турникеты, которые являются незаконными по статье 27 Конституции РФ (“Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться”).

Однако в МЖД ничего плохого в использовании турникетов не видят.

— После введения в эксплуатацию турникетных комплексов на остановочном пункте выручка возрастает на 100—200%.

В 2008 году с учетом этих средств мы приобрели 31 новый электропоезд с улучшенными условиями комфорта для пассажиров, — поясняет “МК” начальник службы по связям с общественностью МЖД Владимир Мягков. — Сейчас на Московской железной дороге 70 остановочных пунктов оборудованы турникетами, в этом году запланировано оборудовать еще четыре.

Червонец — лучший контролер

Чтобы выяснить, так ли эффективны турникеты против “зайцев”, корреспондент “МК” решил попробовать проехать на электричке бесплатно.

Раннее утро. Горьковское направление, станция Железнодорожная. Хвост очереди, которая выстроилась в кассу, вывалился далеко за пределы помещения станции.

— Чтоб их!.. Надо же такое придумать — продлевать абонемент в день окончания срока действия! — возмущается молодой мужчина, притопывая ногами от холода.

— Ведь раньше можно было продлить накануне — зачем создали людям такие неудобства?! — поддерживает его пожилая дама.

Но большинство пассажиров обходят очередь стороной и смело направляются к турникетам. Причем бывалых “зайцев” не отпугивает даже грозный вид охранников по ту сторону баррикад. Как же они проходят без билетов? Оказалось, очень просто. Нужно просто дождаться добросовестного пассажира, который оплатил свой проезд, и проскользнуть следом за его спиной. Второй вариант — подлезть под турникетами снизу, перелезть сверху или сбоку (речь идет о вращающихся турникетах). Кстати, этот вариант пользуется большим успехом, ибо не всякий желает за свой счет катать безбилетников (по этому поводу среди пассажиров нередки скандалы). А если на “зайца” налетит охранник с криком: “Куда без билета?!” — десятирублевая купюра тут же его успокоит.

Однако пройти без билета через турникеты — половина эксперимента: нужно еще проехать в электричке, а потом выйти на конечной станции. Но прежде всего в электричку надо влезть, что оказалось сделать крайне сложно! В спрессованном положении мне пришлось ехать 40 минут до Курского вокзала. Поскольку большая часть пассажиров выходила именно на конечной станции, перед турникетами выстроились очереди. На выход действовала та же система, что и на вход. Пока подошла моя очередь, я подсчитала, что на одного добросовестного пассажира приходится порядка двух-пяти “зайцев”. Я поинтересовалась, почему они это делают.

— В таких условиях ездить и еще деньги платить! В лучшем случае дам по десятке охранникам или перелезу через забор (на Курском вокзале есть такая возможность. — “МК”), — заявил молодой парень.

— У меня транспортная карта размагнитилась, а стоять в очереди не могу — опоздаю на работу. Здесь хотела купить билет на выход, но не нашла кассу. Пришлось пройти “зайцем”, — пояснила жительница Подмосковья Екатерина Ивановна.

— Дорого очень билет покупать! Легче охранникам заплатить, — поддержал собратьев мужчина лет пятидесяти, пожелавший остаться неизвестным.

Чтобы иметь представление о стоимости проезда, поясняю: билет в один конец от ст. Железнодорожная до Курского вокзала стоит 42 рубля; абонемент на месяц — 1176 рублей + 50 рублей за транспортную карту.

Кстати, в МЖД об охранниках, собирающих мзду, знают — более того, существуют специальные проверки, что проходят по закрытым графикам. Группы инспекторов технологического контроля ежедневно следят за качеством работы контролеров автоматических пропускных пунктов (АПП) и разъездных билетных кассиров.

— К контролерам АПП, уличенным в получении денежных средств от пассажиров, применяются меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения, — подчеркивает г-н Мягков.

Что касается разъездных кассиров, то они вовсе не штрафуют безбилетников, а оформляют проездные документы непосредственно в электропоезде. Но “заяц” распознает их присутствие еще задолго до того, как они до него доберутся. Дело в том, что безбилетники начинают переходить из вагона в вагон, скрываясь от кассиров, тем самым предупреждая остальных халявщиков.

У тех, кто пытается уехать из Москвы по честно купленным билетам, — свои проблемы. Некоторое время назад в Московско-Курскую транспортную прокуратуру повалили жалобы от пассажиров скоростных электропоездов “Спутник”, следующих рейсом Москва-Курская—Железнодорожная. Граждане заранее приобрели проездные абонементы стоимостью 2100 рублей. Однако в начале ноября выяснилось, что 10 электропоездов отменены. Причем до декабря прошлого года, когда движение электричек стабилизировалось, ни голосового сообщения, ни размещения нового расписания на вокзале так и не появилось. Прокуратура внесла в адрес дирекции пассажирских перевозок МЖД представление о привлечении виновных лиц к ответственности. А что делать в этом случае гражданам, пострадавшим от отмен? Могут ли они рассчитывать на компенсацию? Об этом “МК” спросил начальника отдела по исполнению законодательства на транспорте Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Людмилу ЕВМЕНЕНКО.

— Надо различать плановые и внеплановые отмены электропоездов. Ближайшие плановые отмены предстоят в середине апреля — в это время начнется капитальный ремонт путей.

— За какой срок и как граждан обязаны предупредить об этих отменах?

— За 10 дней до первой отмены на вокзалах появится скорректированное расписание, согласно которому пассажиры смогут заранее спланировать новый маршрут передвижения. Но бывает, что электрички отменяют в последний момент. Тогда в кратчайшие сроки выясняется виновник внеплановой отмены.

— А могут ли пассажиры в случае внеплановой отмены сдать билет в кассу?

— Законом это не предусмотрено. В билете указан пункт назначения, а не какой-то конкретный электропоезд. В принципе для пассажиров пригородных поездов единичная отмена не играет особенной роли, ведь электрички до нужного пункта ходят довольно часто.

— Если пассажиры из-за отмены скоростного электропоезда в аэропорт опоздали на самолет, что им делать?

— Если граждане несут материальный ущерб, то они вправе потребовать компенсацию. Для этого они должны обратиться с претензией к перевозчику. А если ответственное лицо откажется возмещать материальный ущерб (в случае вашего примера это стоимость авиабилета), пассажирам одна дорога — в суд по месту нахождения перевозчика.

Главное, что должен иметь гражданин, — справку о том, что электропоезд был отменен, и четко сформулированные денежные требования к ответчику, которые тоже должны быть подтверждены документально.

КСТАТИ

Сумма оплаты билета в поезде состоит из стоимости проезда по тарифу и услуги за оформление проездного документа непосредственно “на месте” (24 руб.). Но если безбилетный пассажир сообщает кассиру–контролеру, что совершил посадку там, где нет билетной кассы или касса не работает, то за услугу плата не взимается.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру