Хулиганство в Манеже

возвращает публику в 1980-е

В Манеже — фотопремьера: “Хулиганы 80-х” — около 300 снимков, по большей части случайных, разумеется.
А как еще сфоткаешь отвязный, но искренний протест? Кураторы выставки Миша Бастер и Ирина Меглинская решили воссоздать историю советского артистического андеграунда — хронологически с начала 80-х и до начала 90-х.


Все герои тех лет — Жанна Агузарова, Сергей Курехин, Виктор Цой, “Звуки Му”… Как мало времени прошло, чтобы сегодня, в финансово-форматном обмылке массовой культуры, снова по ним заскучать. А фотки — притягательные: ч/б и в цвете, любительские и профессиональные, снятые на площадях, мостах, мотоциклах, эскалаторах, пьянках, концертах… Перед открытием мы пообщались с соорганизатором проекта Серафимой Смирновой:
— Только вышел фильм “Стиляги” — вот и ваши “Хулиганы” заставляют тосковать о временах “молодого задора”?
— Да, мы берем уже вторую волну субкультур: под объектив попали 80-е, более жесткие, в отличие от классических стиляг 60—70-х гг. Почему жесткие? Со стороны молодежи пошел протест на советскую реальность: страна закрыта, все нельзя, жить скучно, и люди стихийно стали искать себе занятия, подавшись в байкеры, нью-вейверы, рокеры, брейкеры, создавая уличную моду, коммунальные сквоты…
— И все это — как копир с Запада?
— Так сказать нельзя. С Запада переняли какие-то основные тренды — литературу, музыку, вот тот же брейк. Но все это расцвело сугубо в нашей спе­цифике: все помешаны были, целый бум творческих персонажей — от Цоя до Агузаровой, с ее бесшабашным, ни на что не похожим рок-н-роллом… Нет, это не копирование — это наш продукт, создавая который, люди максимально раскрепощались творчески. Вот что ценно: творчество ради творчества, без тени коммерции, каких-либо форматов. Творили в противовес серым будням, извлекали музыку буквально из подручных средств — кто-то, например, пылесос разобрал и играл себе на пылесосе…
— А сегодня субкультуры невозможны?
— Формально они есть. Те же готы или эмо. Но у них нет идеологии, все их отличие в основном касается внешнего вида. Они поставлены на поток, стали рыночным явлением — те же рок-группы, скажем. Играют что выгодно: в одном сезоне будут готами, в другом — эмо… Или взять футбольных фанатов. Как субкультура они были и в 80-е. Но тогда в них было больше солидности, потому что работали жесткие правила внутренней организации, не было столько хамства, гопничества, этого “бардак ради бардака”…
Итак, ненадолго вернемся во время “чаемых перемен” — уж так устроен человек: во всем искать себе романтику (пост- или нео- — без разницы), а найдя — обозвать ее социокультурным феноменом и музеефицировать. Так что пассивно похулиганить в Манеже (в рамках фестиваля “Мода и стиль в фотографии -2009”) вы сможете аж до 26 апреля.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру