Роскошный пир времен поп-чумы

Музыкальные награды раздали напрокат...

В череде разноформатных и разновеликих музыкальных церемоний премия “Муз-ТВ” занимает место наиболее масштабной и светской в нашем поп-сообществе. В первую очередь и взахлеб обсуждается: кто, в чем, с кем и как, оттесняя на задворки формальную причину великосветского поп-раута — музыкальные достоинства номинантов и победителей.

Так вышло и в этот раз. Молниями летели во все концы и редакции (в том числе и на первую полосу “МК” в понедельник) мельчайшие подробности ахов, охов, всхлипов, вздохов, пуков и пиков, раздававшихся на красной дорожке и в коридорах “Олимпийского” закулисья. Лучшие наряды от звезд и последние сплетни их личных жизней заложили по традиции прочный и фундаментальный базис к последующей музыкальной надстройке — как в диамате у Карла Маркса, где бытие неизменно определяет сознание. Но, видимо, с “базисом” и бытием у наших напыщенных, напомаженных и наряженных звезд вышло что-то не так, потому как “надстроечка” оказалась вовсе не такая праздничная, как их наряды и сплетни. Не спасла бутиковая ослепительность, которая превосходила совокупное роскошество всех павлиньих перьев мира и которая впечатлила даже заморского гостя Брайана Ферри. Поп-мэтр ошалело хлопал глазами и восторженно цокал языком, разглядывая боевой раскрас местных красавиц, очень выигрышный, как ему показалось, на фоне “не следящих так за собой английских женщин”. Падок оказался, стало быть, подслеповатый ветеран “новой волны” на расписную матрешечность.  

Впервые, пожалуй, традиционный технологический и постановочный блеск церемонии почти не был подкреплен соответствующим творческим сиянием счастливых обладателей призовых блестящих тарелок. Словно на шикарный бал съехались, как в триллере, живые мертвецы да золушки в каретах, и ровно в полночь все обратится в лохмотья и тыквы. Подобное ощущение было тем сильнее, что из стен “Олимпийского” еще не выветрился недавний карнавальный дух шикарного московского “Евровидения”, а новая команда под началом Рубена Оганезова сделала все, чтобы не только не ударить в грязь лицом на фоне недавних евроторжеств, но и продолжить лучшие традиции самой премии, которую приняли по эстафете от прежних учредителей. Однако на руках у постановщиков оказалась все та же избитая колода поп-карт, которую уже, как ни тусуй, а все равно получишь… Ну, разве что — того же Диму Билана.

* * *

Если не считать спецнаград (Брайану Ферри за вклад в мировую поп-индустрию и Александру Градскому — за то же самое, но на местном огороде), то Билан, пожалуй, и был единственным, кто сотворил в 2008 году (за который и вручались награды) нечто по-настоящему заслуживающее определения “достижение”. Он, собственно, осуществил “мечту идиотов” (всей страны) и даже не выиграл, а выгрыз зубами, выцарапал коньками своего друга Плющенко, выпиликал “страдивариусом” Мартона это самое выстраданное “Евровидение” и привез его в Москву. Посему не надо было слыть гадалкой, чтобы понять, чья и какая песня за минувший год в стране должна быть лучшей (конечно Believe) и кто здесь — лучший артист (певец, исполнитель — как угодно). Believe даже удостоилась второй награды — “лучшее видео”. А вот с “артистом (певцом, исполнителем)” вышел явный конфуз. Призовая тарелочка вдруг сделала невразумительный зигзаг и укатилась в дрожащие (как было сказано — от неожиданности) руки Сергея Лазарева, долго преследующего Билана на скользких лестницах к топам. Все стали тут же вспоминать, какие хиты, прорывы и достижения были у Сержа в минувшем году, и, не вспомнив, удивленно уставились друг на друга.  

Алла Пугачева сказала как-то о своей дочери Кристине Орбакайте — у нее, мол, нет хитов, зато есть хит образа. Возможно, “хит образа” заставил голосовавшую публику так нелогично распорядиться и судьбой нынешних соперников? На других премиях (на той же ZD Awards) сия коллизия в последний раз благополучно разрешилась наличием раздельных номинаций — “солист” и “артист”. Солисты получили, видимо, за образы, артисты — за достижения, все сестры остались при серьгах. А сейчас вышло, что лучшая песня и клип, равно как и долгожданная победа страны на “Евровидении”, вовсе не повод, чтобы считаться и лучшим исполнителем. Лауреата Лазарева сия загогулина не очень смутила, и он на радостях немедленно объявил о грядущей свадьбе с телеведущей Лерой Кудрявцевой, шуры-муры с которой, кстати, как раз и начались в прошлом году на Рижском взморье в дни “Новой волны”. Тоже, в общем, творческое достижение за отчетный период! Теперь ехидствующая тусовка на все лады судачит, как Серега Лазарев со своей “невестой” оттяпал многолетний титул “главного натурала страны” у Сергея Пенкина. Чем, впрочем, не “хит образа”?! На церемонию Лазарев прибыл с иголочки в черном костюмчике с белыми оторочками, взятом напрокат в одном универмаге. Наверное, из-за того, что ладная обновка была не своей, никелированная призовая тарелочка тоже смотрелась в его руках как взятая напрокат.

* * *

Когда группа “Звери” в шестой раз получила приз как “лучшая рок-группа”, ощущение несвежести и вопиющей тусклости отечественного поп-полотна стала уже гротесковой. Похоже, организаторы церемонии, которые безумно старались развесить это полотно в достойных интерьерах, сами понимали творческую безнадежность текущего момента и даже не включили в список призов обычную для таких историй номинацию “дебют” или “прорыв”. Ни того, ни другого отечественная попса не произвела в минувшем году в сколь-нибудь видимом количестве или качестве. А то, что произвела, исчисляется парой пальцев на одной руке — тот же, скажем, Леонид Руденко, чей диджейский опус Destination прорвался в радиоротации во всей Европе. Однако один же в поле не воин. Новичок сиротливо затерялся в уже забронзовевшей линейке до боли знакомых имен и фамилий — дайнек, тиматей, стасовпьех, меладзе, астудий, мумийтроллей, бисов, умтурманнов, виагр, любэ, королей и шутов и пр. Зато обнаружилась новая беспроигрышная фишка — если хочешь выиграть “дуэт года”, спой с Лепсом. Первой эту закономерность открыла Ирина Аллегрова в надрывной балладе “Я тебе не верю”. Теперь ее примеру последовал Стас Пьеха и не прогадал: истошно завывая “Она не твоя”, он крепко сжимал ее в своих руках — тарелку победителя.  

Относительная свежесть пока еще веяла в жиденьком кустарничке “хип-хоп-проектов”, но и там, похоже, намечается “кобзонизация” образов и канонизация персоналий. Такими же вечными, как “Звери” или Газманов, вскоре могут стать пока еще властители неформальных дум — победивший “Бумбокс” и уже почти “святая” вереница номинированных соратников “Банд’Эрос”, Ноггано, Т9, “Каста”.  

Помимо предсказуемого успеха Билана (с двумя номинациями) в неожиданные лидеры церемонии (тоже с двумя наградами — за альбом и саундтрек) вырвались непритязательные “Ранетки”. Заняв почти безлюдную нишу дворовой девичьей группы, они выражают надежды и чаяния тех миллионов чумазо-сопливых дурнушек, которые настырно ждут заветную фею, чтобы взмах ее палочки вырвал их из опостылевшего быта и превратил из обычных “мочалок” в гламурненьких бабенок а-ля Собчак, “Винтаж” или “ВИА-Гра”. Болезненное стремление к этой возвышенной цели оказалось цементирующей философско-музыкальной идефикс всего отечественного рокапопса, которую лишь бесстрастно отразили итоги седьмой церемонии Муз-ТВ. Роскошный бал времен страшной поп-чумы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру