Силовикам подорвало репутацию

Саперы опоздали к месту ЧП, подставив под удар следователей

Саперы опоздали к месту ЧП, подставив под удар следователей
Расследование трагедии “Невского экспресса” пополняется все новыми пугающими подробностями. Так, появилась информация, что на месте крушения могли оказаться два поезда. Но “Невский экспресс” шел с минутным опозданием и поэтому оказался подорван один. В пользу этой версии говорит метод подрыва. Если в 2007 году террористы взорвали внешний рельс, чтобы поезд завалился на насыпь, то в этот раз был взорван внутренний рельс. В результате третий с хвоста вагон действительно перегородил пути встречного направления. “МК” попытался разобраться во всех этих хитросплетениях, а также в том, почему жертвой второго взрыва, на следующий день, едва не стал глава СКП Александр Бастрыкин.  

Что касается взрыва второй бомбы, то, как стало известно “МК”, в качестве взрывного устройства использовался выстрел (проще говоря — граната) от подствольного гранатомета. Следственная бригада предполагала, что где-то рядом может быть еще одна сделанная террористами закладка. Но саперы (обычно в случае теракта работают специалисты ФСБ) могли приехать и начать работу по поиску возможных взрывных устройств только через несколько часов. Здесь сказались два фактора — удаленность места происшествия и отсутствие поблизости достаточного количества необходимых специалистов. Все-таки средняя полоса не Северный Кавказ. А кроме того, и личный состав, и довольно громоздкую аппаратуру доставить, кроме как по железной дороге, было просто не на чем.  

На официальном языке это звучит так: одно ведомство готово начать работу, другое не может своевременно обеспечить безопасность. На практике же эта рассогласованность действий поставила следователей перед серьезной дилеммой. С одной стороны, они могли молча курить в сторонке, дожидаясь саперов. И были бы правы. С другой стороны — уходило драгоценное время, нужное на поиск улик и прочие действия, тем более что часть следов могла быть просто невольно уничтожена в ходе ликвидации аварии. Следственная бригада приняла пусть и несколько неправильное с точки зрения буквы закона, но, в общем-то, мужественное решение. И в результате пострадал Бастрыкин. Кстати, как ни относись к нему и СКП в целом, но он оказался единственным из всех руководителей силовых ведомств, кто лично прибыл на место трагедии.  

Похожая ситуация сложилась и с оперативным сопровождением следственных действий. Поэтому и прочесывание местности на предмет обнаружения возможных баз террористов не началось немедленно. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) не входит в функции СКП РФ. Этим занимаются органы МВД и ФСБ России.
Собственно, Следственный комитет уже выходил с законодательной инициативой о необходимости наделения ведомства правом ОРД. Однако парламентарии считают, что это превратит и без того мощное ведомство в абсолютно неконтролируемую всесильную структуру. Как бы там ни было, но теперь нужда в собственном саперном подразделении СКП стала очевидна.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру