Бензин второй свежести

В России портят даже нефть

В России портят даже нефть
Вчера министр энергетики РФ Сергей Шматко был зван в Госдуму с отчетом о ходе модернизации отечественной нефтепереработки. “Успехи” депутатов не впечатлили. Даже в “жирные” для нефтянки 2000-е в стране не построено ни одного крупного НПЗ, а те 28, что есть, как выразился г-н Шматко, введены в эксплуатацию “в начале второй половины прошлого века”.

Но начал министр с вести, которая ему казалась радостной: в этот кризисный год Россия вышла на первое место в мире по нефтедобыче, выкачав на 4 млн. тонн больше, чем в 2008-м. А дальше началось “за упокой”, потому что российская нефтепереработка с технологической точки зрения не выдерживает никакой критики. Есть такой индекс Нельсона, который показывает как раз уровень технологической оснащенности НПЗ. В Европе он 7,4, а в Северной Америке 10,2. Среднемировой “Нельсон” — 6,6, а в России — 4,3...  

Еще один показатель — глубина переработки нефти: в России он составляет 71—72%, а в Европе и Северной Америке — от 85 до 90%. К тому же и та переработка, что есть, как правило, примитивная — до мазута или низкокачественного бензина, который идет в основном на экспорт, стоит по причине низкого качества недорого, и уже за рубежом из него делают бензин качественный. “При экспорте сырой нефти мы могли бы получить больше бюджетных доходов, чем при экспорте низкокачественных нефтепродуктов”, — признал министр.  

С введением современных норм экологической безопасности моторного топлива Россия по-прежнему “отстает больше чем на десятилетие”. Постановление правительства от 27 февраля 2008 года обещает переход на “Евро-3” лишь к 2011 году, “Евро-4” — к 2014 году, а “Евро-5” — к 2015-му... Интересно, на каком “евро” к этому времени будет ездить цивилизованный мир? Принятый лишь в 2008 году техрегламент, по мнению министра, все-таки простимулировал нефтянку к инвестированию в модернизацию нефтепереработки. Если за 5 последних лет всего в это дело было вложено 200 млрд. рублей, то к 2015 году в корпоративных программах — в 6 раз больше инвестиций: 1,2—1,4 трлн. руб. Какие коррективы в эти планы вносит кризис, сказано не было. Тем временем два НПЗ в Белоруссии, пользуясь преимуществами Союзного государства и получая беспошлинно российскую нефть, успешно модернизируются и уже на пару голов выше наших...  

“Я купил иномарку. Через полгода у нее двигатель развалился, говорят, из-за использования низкооктанового топлива”, — пожаловался коммунист Анатолий Локоть и спросил, как обстоят дела с контролем за качеством продаваемого в России топлива. Замминистра энергетики Сергей Кудряшов ответил, что на крупных НПЗ качество продукции контролируется, а вот на маленьких и на базах смешения, которые есть в каждом регионе, — практически нет. Министерство подготовило законопроект об ужесточении ответственности за подготовку топлива к продаже, но когда он доберется до Госдумы — непонятно.  

Малые НПЗ вообще вызывают у чиновников много вопросов. Они-то в отличие от крупных строятся — но лишь для того, чтобы проводить ту самую низкотехнологическую обработку нефти, и гонят в основном мазут. Тот самый, на экспорт, который стоит дешевле сырой нефти.  

“Сколько НПЗ вы планируете построить в ближайшие 5 лет?” — поинтересовался депутат Черкасов (ЛДПР). В 2010 году запустят первую очередь крупного НПЗ в Татарстане, планируется расширение НПЗ в Туапсе и обсуждается проект строительства НПЗ в Приморском крае. “Это серьезные мегапроекты, которые не реализовывались даже в СССР”, — похвастался замминистра Кудряшов.  

По мегапроектам, конечно, нам равных в мире нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру