У госчиновников шитье не худо

Корреспондент “МК” поработал в кремлевском спецателье

Корреспондент “МК” поработал в кремлевском спецателье
Альберт Симондуев и Борис Дивавин.
Известная фраза “главное, чтобы костюмчик сидел” для чиновников высокого ранга имеет сакральный смысл. Одеваются ведь они в большинстве своем отнюдь не в магазине. Шьют, как их советские предшественники, на заказ. И доверяют это дело даже не известным модельерам, а работникам спецателье, подведомственного Управлению делами Президента РФ. Его мастера творят чудеса. Поговаривают, что они могут сшить костюм без единой примерки.
И что они умеют так кроить, чтобы одежда скрыла любые недостатки и сделала человека уверенным и неотразимым. Так это или нет, разузнала корреспондент “МК”, поработав швеей в президентском доме моды.


Кого обшивают в президентском ателье

На свое новое место работы в ФГУП “Президент-сервис”, расположенное аккурат напротив МИДа, иду в приподнятом настроении. От одной мысли о том, что смогу своими руками сшить деловой костюм для какого-нибудь важного чиновника, мурашки по коже. Эх, жаль, что одежда для президента и премьера “рождается” не в этих стенах. Вообще, руководство страны даже в советские годы обшивали мастера из 9-го управления КГБ. Сегодня им на смену пришли специалисты, числящиеся в штате Федеральной службы охраны. А в предприятии на Смоленке обслуживают работников Администрации Президента, депутатов, членов Совета Федерации и прочих политиков. Кстати, в свое время (было это 70 лет назад) его специально создали по распоряжению ЦК КПСС для обслуживания советской партийной номенклатуры. Тогда любой ее представитель за пошив либо ничего не платил, либо сущие копейки. Но времена изменились. И теперь государевым мужам костюмы “справляют” за деньги, причем, не малые, поскольку предприятие — на самоокупаемости и ни рубля из казны не получает. И самое примечательное, что теперь здесь по большому счету может сшить себе одежду любой — были бы средства!  

Миную пост охраны и поднимаюсь в швейную мастерскую. Мастерицы с улыбкой на губах колдуют над отрезами материи, и одного взгляда на них хватает, чтобы понять: они очень любят свое дело. Кругом диковинные ножницы, странные утюги, булавки и иголки.  

Мне выделили стол прямо посреди швейного цеха. Только заняв новое рабочее место, я оценила, как здесь все продумано для удобства работников. Вот, скажем, благодаря струящемуся со всех сторон яркому теплому свету структуру ткани видно почти как под микроскопом.  

— Даже по тому, как вы садитесь за швейную машинку, сразу понятно: не профессионал, — качает головой начальник швейного производства Галина Сомина. — Так что я бы вам сразу от ворот поворот дала. Но так и быть: в качестве эксперимента сегодня можете поработать. Ваша главная задача — ничего не испортить.  

Насчет “не испортить” — это ой как важно. Материя, с которой приходится работать, очень дорогая. Цена за метр начинается от 100 евро. С учетом того, что на один костюм уходит в среднем 3,5 метра, если его “запороть”, то может не хватить и месячной зарплаты швеи (получают здесь порядка 20 тысяч рублей). Но подобных случаев в истории предприятия еще не было. По слухам, в сталинские времена каждый портной, обшивающий членов ЦК, знал: он, подобно саперу, может ошибиться лишь однажды… Впрочем, старожилы ателье утверждают, что все это байки, а портные всегда были на особом, привилегированном положении.

Портные “их высочеств”

Закройщиков мужских костюмов всего двое — Альберт Симондуев и Борис Дивавин. Боже, что это за портные! Мэтры! Волшебники! Руководство ателье вздыхает: мол, если они уйдут, на смену взять будет некого. Ну не готовят сегодня учебные заведения таких специалистов, которые могли бы скроить индивидуальный костюм, да еще по высшему разряду.  

Альберт Шельмиевич шил для высокопоставленных политиков в советские годы (правда, работал не здесь, а в ВЦСПС — руководящем органе профсоюзов СССР). Среди его клиентов были 1-й секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов, председатели ВЦСПС Александр Шелепин, Степан Шалаев, Алексей Шибаев, десятки членов ЦК. Все они очень трепетно относись к своим деловым костюмам. Хотели, чтобы те были с иголочки. Большие советские чиновники, словно малые дети, внимательно слушали, что им мастер советует.  

— Скажешь, бывало: вам такой цвет или такой пошив не пойдет — и доверяли, — говорит Симондуев. — Работой всегда оставались довольны. Вели себя на примерках как самые простые люди. Единственное, Романов держался высокомерно. Но тут дело скорее не в его высокой должности: видно, он по натуре был таким человеком.
Альберт Шельмиевич и впрямь маг и волшебник. Есть что-то завораживающее в том, как он ловко разрезает ткань огромными ножницами, придает ей форму словно по мановению волшебной палочки. Вообще портняжьим искусством Симондуев занимается больше 60 лет. Стал учеником закройщика в голодные послевоенные годы. Сначала профессия просто помогала ему выжить, а потом он в нее влюбился раз и навсегда. Такая же love story у его коллеги — Бориса Дивавина. Он начал кроить с 14 лет, а с учетом того, что сейчас ему 66 лет, стаж более чем приличный. Больше 20 лет Борис Владимирович жил в Тбилиси и работал в спецателье при Совмине. Это в костюмах его идеального покроя щеголяли все грузинские политики. А потом Дивавин переехал в Россию, в Сергиев Посад, и одевал милицейскую элиту, пока не попал в “Президент-сервис”.

Алмазные костюмы под цвет глаз

К некоторым клиентам закройщики выезжают на работу или на дом. Но это большая редкость — в основном заказчики, несмотря на звания и занимаемые посты, идут к ним. Закройщик каждого принимает в отдельном кабинете. Здесь они вместе выбирают материю (со своей тканью заказчик приходит редко), фасон.  

— Раньше как было — предлагали человеку на выбор 3—4 ткани, — вспоминает Симондуев. — А сейчас — сотни! На один только выбор по часу уходит. И качество современной материи намного лучше. Что предпочитают заказчики? Шерсть, несомненно, шерсть — английскую или французскую. Потрогайте на ощупь вот эти, самые дорогие образцы. Ну как? Нечто особенное! Вот эта шерсть с редким мохером, а эта — с выработанной бриллиантовой, а точнее, алмазной крошкой. Да, таких в магазине не отыщешь…  

— Подбирая ткань, учитываем даже цвет глаз и волос, — добавляет Дивавин. — А что касается фасона, тут все зависит от роста, особенностей фигуры. И даже прически! Теперь в моде плотные линии, прилегающие к телу. А еще сегодня костюмы в основном на 2—3 пуговицах и с двумя шлицами. Наметилась в этом году новая тенденция — отделывать изделие окантовкой.  Если несколько лет назад подкладки были самыми простыми — однотонными, то теперь они разноцветные, вычурные. Бывает, изнанка красивее “верхушки” смотрится.  

Портные говорят, что во времена президента Путина чиновники обычно заказывали костюмы черного или темно-синего цвета, а также в полоску. А с приходом Медведева выбор этим уже не ограничивают. Стали носить в крупную и мелкую клеточку, с едва заметным рисунком. Один депутат сшил себе костюмы всех цветов радуги, включая желтый, фиолетовый и красный. Хоть Борис Владимирович не называет имени (конфиденциальность здесь гарантируют каждому клиенту), но мне и так понятно, о ком речь. Да и Жириновский сам не раз публично заявлял, что шьет костюмы себе именно в этом ателье. При мне Дивавин кроил костюм известному народному артисту, а чуть раньше — одному из руководителей аппарата правительства. На каждую пару (пиджак и брюки) у него уходит от трех часов до целого дня. 

 Возможно, ни в одном другом ателье таким бы клиентам не угодили, но только не в этом. Чего стоит хотя бы тот факт, что обычно портным хватает всего одной примерки. А иногда их вообще не требуется.  

— У меня есть клиенты, которым я шью по памяти, — признается Альберт Шельмиевич. — Знаю параметры их фигуры, как таблицу умножения. И если человек не располнел со времени последней нашей встречи или сильно не похудел, то приходит он ко мне всего два раза — когда заказ беру и когда отдаю готовое изделие. А вообще в год обычно высокопоставленные чиновники заказывают по 3—4 костюма, так что встречаемся мы с ними довольно часто.  

Портные просвещают меня, что у большинства людей фигуры нестандартные. У многих, к примеру, ноги разной длины. И если разница слишком заметна, одежда должна ее скорректировать. То же касается сутулости.  

— У каждого закройщика здесь есть свои секреты, — говорит Симандуев. — Я лично их никому не выдаю. Скажу только, что могу скрыть раскроем практически любые дефекты фигуры. А если эти природные “особенности” не учесть, одежда просто плохо смотрится. Вот, к примеру, если одно плечо у человека ниже другого, то вся спинка у костюма, сшитого на идеальную фигуру, будет провисать и “ломаться”. А я все мелкие недостатки замечаю и во время кроя что-то где-то подправляю. Потому костюм, сшитый по индивидуальному крою, сидит как влитой. И тот, кто в этом знает толк, ни за что не пойдет покупать вещь в магазине. Даже если у него денег кот наплакал. Среди заказчиков ателье есть такие, кто может позволить себе индивидуальный костюм раз в 5 лет. И ходят, пока до дыр не сотрется…

В политику — в мехах

Для дам закройщицы чаще делают вечерние платья. Практически все — необыкновенной красоты. Модели клиентки выбирают по специальному каталогу, а потом еще просят портных этот вариант немного модернизировать. Чтобы уж точно ни на одном приеме такое платье не встретить. В этом году работники ателье шили много свадебных нарядов: депутаты и чиновники активно женили своих детей.  

Любопытно, что в советское время руководители разных рангов очень любили меха. Потому в ателье шили для них соболиные и каракулевые шапки, норковые шубы. Сейчас спрос на меха хоть и немного уменьшился, но все же есть. Особенно часто женщины, которые во все времена питают слабость к мехам, просят изготовить головной убор.  

…Пока я узнавала все эти секреты, успела сметать костюм. Это самая легкая работа. Потом еще позволили отгладить то, что получилось. Утюги здесь особые — тяжелые, похожие на те, что были в старину. Гладят они просто восхитительно. Кстати, есть в доме моды современные паровые гладильные установки, но тут все предпочитают делать своими руками. Отглаженную мной заготовку отдаю швее — та делает свое дело и передает обметчице. И так костюм проходит долгий путь от одних рук к другим. Ну вот он и готов. Осталось одеть на плечики. Пусть дожидается своего хозяина. И не важно, кто это будет — высокопоставленный чиновник или обычный москвич, — выполнен он с любовью и мастерством. Это гарантировано. На подкладке стоит знак, говорящий о том, что ателье принадлежит Управлению делами президента. А эта фирма, как говорится, веников не вяжет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру