34-летняя Юлия и 35-летний Александр трудятся в цирке Юрия Никулина с 2007 года. Они опытные гимнасты, не один раз получавшие престижные награды на разных конкурсах. В роковой день супруги готовились к фестивалю циркового искусства, который пройдет в Будапеште. На основной арене цирка пара без конца репетировала свой коронный номер “Воздушные гимнасты на полотнах”.
К 20.00 цирк опустел — кроме гимнастов в здании осталась только охрана. Тренировка закончилась в 21.00. Но напоследок циркачи решили повторить один из виртуозных трюков.
— Репетируют они, как правило, под куполом цирка, и вот уже прогнали всю программу, но в самом финале решили закрепить какой-то нюанс, — рассказал “МК” свидетель ЧП. — Ребята спустились на высоту 6 метров. И вот тут Юля сорвалась, а муж хотел подхватить ее, но сорвался сам. Это чисто несчастный случай, что называется, издержки профессии.
Юля рухнула лицом вниз на арену, а следом за ней упал Александр. К счастью, в цирке оказался врач-анестезиолог из Боткинской больницы, который оказал первую помощь. Да и реанимационный автомобиль примчался на место происшествия в считаные минуты. Примечательно, что в бригаде медиков оказался врач, который с детства лечил директора цирка Максима Никулина. Пациентов доставили в Склиф, где определили в отделение экстренной реанимации. У Александра диагностировали перелом голени и повреждение плеча. В четверг его перевели в обычную палату. У девушки — сотрясение головного мозга и открытый перелом ноги.
— В ночь на четверг мы прооперировали ей ногу, а затем поставили аппарат Илизарова на растяжение кости, у нее же смещение, — сообщили хирурги. — Повезло, что у нее ни череп, ни позвоночник не пострадали. Но у пациентки сломана челюсть, поэтому сейчас ожидаем заключение челюстно-лицевого хирурга. Здоровью гимнастов ничего не угрожает. Сколько пролежат — трудно сказать.
Корреспонденты “МК” разыскали воздушных гимнастов Волковых, но только не Юлию с Александром, а их друзей и коллег — мужа и жену Сергея и Наталью, работающих в цирке на проспекте Вернадского. Вот что они рассказали:
— Работают эти ребята очень давно. Они профессионалы высокого класса, не придерешься. Да и друг с другом у них — полная идиллия, никогда не ругаются.
— А почему они никогда не используют страховку, лонжу?
— В нашем воздушном жанре это просто невозможно. В других жанрах — скажем, идти по проволоке — может быть, она ведь не мешает. А мы кувыркаемся, вертимся в разные стороны — куда ее прицепишь?
— Ну хорошо, а почему — читатель, допустим, спросит — нельзя натянуть сетку?
— Сетка используется только на так называемых “отрывных трюках” — то есть у тех гимнастов, которые исполняют воздушные полеты. Вот у них — да, есть серьезная опасность после отрыва и сальто не попасть руки в руки. А при трюках на полотнах отрыва практически нет — случаи падения крайне редки, да их не бывает почти. Поэтому ни к сетке, ни к батутам никто никогда не прибегает.
— Настораживает то, что упали сразу двое.
— Вот-вот, как правило, падает одна партнерша, которую либо не поймали, либо сорвалась, но почему и партнер при этом упал, когда он висит на полотне? Он никуда бы не делся… Чаще в таких случаях можно говорить о проблемах с техникой — лебедкой, тросами или полотнами. Но в данном случае у ребят могло быть все что угодно — может, кто-то отвлек, свет резкий, еще что-нибудь...
— А не использовать страховку официально разрешается?
— Ну конечно. Более того, я боюсь, что после подобных случаев чиновники могут перестраховываться и вводить всякие правила, обязывающие артиста пристегиваться. Но, повторяю, к зрителю ты все равно выходишь без всяких страховок.
— А если причина была бы в оборудовании — то кто его делает, кто выпускает?
— К сожалению, какой-то солидной фирмы, специализирующейся на цирковом оборудовании, в России нет. Поэтому заказываем все у знакомых цирковых кулибиных — кто-то из них живет в Туле, кто-то в Москве, кто-то в Самаре. Конечно, на лебедку, тросы, блоки даются сертификат, техпаспорт. Но в итоге ты все равно сам отвечаешь за свою жизнь — мало ли что может случиться с механизмом.