Муза среди силуэтов

Когда Нафсет Чениб выходит на сцену, свет софитов приглушают

Когда Нафсет Чениб выходит на сцену, свет софитов приглушают
Нафсет Чениб получает благословение от Папы Иоанна Павла II.
Обычно музыканты, попадающие на эту полосу, еще мало известны широкой публике, чего, однако, совсем не скажешь о нашей сегодняшней героине — 21-летней певице-сопрано Нафсет Чениб. Не сказать — “обласкана прессой”, но такие подробности, как концерт перед Папой Римским или исполнение с Монтсеррат Кабалье, активно тиражировались столичными и региональными СМИ. Образ яркий, и человек непосвященный мог не заметить в репортажах краткой дописки: “почти ничего не видит”, “слепая от рождения” — в глаза бросалось лишь феерическое начало славной трудовой биографии новой Нетребко–Герзмавы–Гулегиной. Да это, собственно, в характере Нафсет — не акцентировать внимания на своих “болячках” (болячки!). Так и сказала: “Сгущать краски не надо, не люблю этого!”

Фестивальная улица, общежитие близ Академии хорового искусства. Ключевое здесь слово — “поблизости”: только бы не попалась на пути оживленная магистраль… А то стоять на обочине вечность столь удивительной девушке: ни один черт не притормозит, не уступит.  

Имя у нее чудесное — Нафсет, то есть “дарящая свет”; дедушка назвал по папиной линии. И не ошибся.  

— А что означает фамилия Чениб, я и не знаю! — нежно-нежно смеется Нафсет, и даже ее обычный язык, “разговорный”, воспринимается как тихое, столь притягательное пение… — Ну что вам еще рассказать? Родилась в Адыгейске, это недалеко от Краснодара, обычная девочка…  

Обычная, да не совсем. То, что у ребеночка проблемы со зрением, обнаружила мама (у нее было медицинское образование, прежде работала фельдшером).  

— Мне два месяца было, — продолжает, — в таком возрасте детишки уж должны как-то тянуться к игрушкам, провожать их взглядом, а я никак не реагировала. Нефиксированный взгляд, бегающие глаза. А врачи говорили: пройдет…  

Впрочем, мама с папой медлить не стали, забили тревогу, обращаясь то в институт им. Гельмгольца, то в чудо-центр Йошкар-Олы, — увы, безрезультатно.

 “Оперативному вмешательству не подлежит”: врожденная патология, пигментный ретинит (характеризуется разрушением палочек и колбочек в сетчатке глаза).
— С чего это — совершенно непонятно: то ли травма родовая, то ли генетика, но ни у кого из родственников никаких проблем со зрением не было.  

— Но родители рук не опустили, дух в вас поддерживали?  

— Знаете, я особенно в этом не нуждалась, потому что никак по этому поводу не страдала.  

…Единственная грусть — отец, инженер-механик Муссардин Чокович, скончался, когда девочке было четыре года:  

— Он меня очень любил, и с ним связаны самые лучшие мои воспоминания.  

Нафсет осталась с мамой и старшей сестрой Светой, не считая многочисленной родни, конечно.

Кража пианиста

Бодра, энергична, жадна до жизни… погруженная — не по своей воле — в чарующий мир звуков.  

— Когда мне исполнилось шесть, — продолжает, — поехала учиться в музыкальную школу в Армавире.  

— А кто вас на музыку наставил?  

— Знаете, всех, кто попадал в армавирский интернат для слабовидящих, направляли заодно и в музыкальную спецшколу при нем. Просто кто-то продолжал потом заниматься, а кто-то бросал. Сначала определили на баян. Но через год перевелась — так увлеклась фортепианным искусством! Безумно люблю этот инструмент. И иногда даже жалею, что не стала усиленно заниматься дальше, приоритетом выбрав вокал. Мне всегда говорили про “хорошие данные” пианиста. 

— А как играли — чувствовали клавиши?  

— Ну конечно, на прикосновении. Что мне на них смотреть? А произведения учила по нотной системе Брайля, которой владею. Всегда привлекала музыка Шопена. Но я поиграла, естественно, лишь прелюдии и ноктюрны, до этюдов дело не дошло. Впрочем, люблю очень многих композиторов — Грига, Рахманинова, Дебюсси… это особый мир. Ни с чем не сравнимый.  

— А слух у вас абсолютный?  

— Да нет, просто нормальный. Разве это что-то решает?  

…Где-то с 11—12 лет в качестве факультативного предмета у Нафсет появилось пение. “По серьезке” к нему даже и не относилась: фоно затмевало все! Но вот стала заниматься все больше и больше, и как-то пошло само собой… — первые концерты, на которых люди узнали о ее очаровательном голосе.  

— Так кто же украл у нас потрясающего пианиста? Педагог по вокалу?  

— Нет, случай. Вообще очень интересно с этим получилось. Я не могу сказать, что любила оперу, скорее наоборот — она мне была непонятна. А тут благотворительный фонд “Мир искусства” пригласил меня, 14-летнюю, в Лондон, на фестиваль “Тысяча городов мира”. И как-то вечером мы пошли в “Ковент-Гарден”, где в тот момент давали премьеру оперы Генделя. И — не передать, какой ошеломляющий эффект все это на меня произвело! С этих пор я стала гораздо серьезнее относиться к оперному жанру. Хотя фортепиано до сих пор существует параллельно: вещь очень полезная, сажусь при первой возможности.  

…Визит в Ковент-Гарден одухотворил ее талант, и с каждым новым выступлением критики и поклонники придумывали для Нафсет все более лестные эпитеты, в итоге назвав ее “единственной в мире слабовидящей певицей, исполняющей сложнейшие оперные партии”.  

— Ну, насчет последнего утверждения — не знаю, — слегка смущается Нафсет, — среди мужчин — да, есть знаменитый Андреа Бочелли, а среди женщин…  

— Поклонники не напрягают с предложениями?  

— На данной стадии мне это не нужно, это будет мешать.

Такой добрый и светлый… злейший враг

Разумеется, без высшего образования — никуда, поэтому, приехав в Москву, Нафсет Чениб поступила на вокальный факультет Академии хорового искусства имени Попова, что на Речном вокзале.  

— Почему не в Гнесинку или в консерваторию?  

— Мне больше понравилось здесь: как-то приятнее, прямо даже не знаю, с чем это связано. Просто еще весною, до поступления, приезжала сюда на мастер-класс, ну и… решила “задержаться”.  

— Вы снимаете с мамой комнату в общежитии?  

— Ну да. Нам нелегко, мама не работает, работает только старшая сестра, но ничего, справляемся пока. А нынче мама уехала домой недели на две-три…  

— Пардон, как уехала? Вам же постоянно требуется человек, чтобы довел…  

— Да нет, я одна. Готовлю если что-то — на ощупь; спуститься по лестнице, выйти из подъезда — для меня не проблема. Если я внутри здания, то более-менее ориентируюсь: хорошо запоминаю, если мне прежде покажут, где что находится. Ну и потом, я же… чуть-чуть вижу, у меня где-то 0,01, цвета не различаю, так, что-то на уровне силуэтов.  

— В черно-белом варианте?  

— В темном и светлом, я бы сказала. Главная проблема — перейти дорогу при сильном движении. Сама это делать не рискую. Слава богу, сейчас от общежития до академии магистраль переходить не надо.  

— А очки темные носите?  

— Врачи категорически не рекомендуют смотреть на свет, так и говорят, что при таком заболевании, как у меня, солнце или софиты — злейшие враги, окончательно разрушающие сетчатку. Но в темных очках почти не хожу. Надень я их — вообще ничего не увижу. Однако прошу перед выходом на сцену сделать свет более приглушенным, ведь яркие прожекторы даже нормального человека дезориентируют. Тут главное — знать сцену. Палочки никогда не использую. Выхожу вместе с дирижером — без него подчас и не протиснешься, особенно если рояль стоит.

Римские каникулы

...Певческий голос, как известно, может не раз эволюционировать по жизни — так, Нафсет предрекали, что к ее сегодняшнему возрасту голос станет более низким, крепким, меццо. Но по сей день Нафсет идет как лирико-колоратурное сопрано.  

И этим чудом она покорила уже ни одну страну, выступая с самыми выдающимися маэстро — Юрием Темиркановым, Саулюсом Сондецкисом, Марком Горенштейном, Михаилом Плетневым etc. Так, однажды в Гостином Дворе она пела в хоре ЮНЕСКО вместе с Монтсеррат Кабалье — тогда собрали со всей России 60 талантливых детей с ограниченными возможностями. Позже где-то 30 из них поехали на фестиваль в Петергоф для исполнения “Реквиема” Моцарта (за пультом как раз стоял Темирканов).  

А в 2002-м Нафсет выступила перед Папой Иоанном Павлом Вторым в его резиденции в Ватикане… Перед исполнением “Лакримозы” из “Реквиема” нашу героиню (как и других участников концерта) подвели к Понтифику на благословение:  

— Он к каждому прикоснулся, сказал, как рад всех нас видеть, подарил четки с католическим крестом. Они всегда со мной.  

Ее не спросишь: ну как тебе Италия? Она видит и чувствует гораздо глубже очень многих зрячих, емко и точно отражая впечатления своим голосом или фортепианной игрой. Работает с фондом “Мир искусства”, да и Валерий Прошутинский приглашал Нафсет на открытие своей благотворительной программы (сайта) “Без границ”.

 Концерты — и какие! — идут один за другим: зал им. Чайковского, БЗК, осталось только покорить Карнеги-холл, что непременно случится…  

— Какую судьбу вы для себя в идеале предполагаете?  

— Сама я мало что-то планирую: главная задача сейчас — заниматься, брать все максимально возможное у своих преподавателей, а педагоги у нас самые замечательные, я в восторге (учусь у Андрея Борисовича Моргунова, Татьяны Дмитриевны Байковой).  

Легко сказать — учиться. Но вы даже не представляете, с какими трудностями сталкивается Нафсет, живя в столице громадного государства в начале XXI века. Ей — как оперной певице — просто необходимо учить английский, итальянский. Должна понимать, о чем поет, да и вообще… Так что вы думаете? В России нет брайлевских учебников. Их невозможно купить!  

— В Армавире мне, как и всем детям, просто не оставили выбора, сказав, что “будете учить немецкий”, поскольку никакого другого Брайля и в помине не было.  

— Вероятно, этот Брайль остался еще с 50-х годов, когда наши мамы-папы учили в школах исключительно немецкий.  

— Не знаю, может быть. Знаю, что в СССР был учебник даже по латинскому языку. А вот сейчас захотела изучать французский…  

— Официальный международный язык, кстати.  

— Вот-вот, так и по французскому учебника не нашла! В этом и заключается основная трудность обучения: нет книг. Нет Брайля по музлитературе, нет хоровых нот, вокальных нот очень мало, нет художественной литературы на английском языке. Да и на русском… такое издается! Кто-то и может учить на слух, а мне все-таки проще иметь книгу. А на слух… Какие сейчас аудиокниги записываются? Мне, допустим, хочется послушать хорошую поэзию, классных чтецов, а в продаже все какие-то детективы, Донцова и ей подобное чтиво… Того, что нужно, не достать, особенно на местах. Вон в Краснодаре не купишь даже тех крох, что есть в Москве.  

А ведь брайлевские книги быстро изнашиваются, стоят недешево; попробуйте купить и прочитать “Войну и мир” — это 27 солидных томиков! Впрочем, Нафсет не унывает. Что-что, а это качество ей не было и не будет свойственно никогда.  

— Мечта, вы спросили? Конечно, хотелось бы петь в опере. Но не знаю, насколько это возможно. Впрочем, что-то наверняка получится!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру