Согласно исследователю из Стокгольмского института исследования проблем мира, перевозивший 35 тонн оружия “Ил-76” совсем недавно был зарегистрирован компанией Beibars, связанной с сербским оружейным дилером Томиславом Дманьяновичем. Хотя в других источниках он пишется как Дамьянович или Дамнянович. А еще раньше самолет был зарегистрирован на три компании, которые американское министерство финансов считает подконтрольными Виктору Буту.
Хью Гриффитс, занимающийся мониторингом авиакомпаний, участвующих в оружейном трафике, сказал, что другие бывшие владельцы воздушного судна попадали в поле зрения ооновских структур как участники переброски оружия в Либерию, Сьерра-Леоне, Демократическую Республику Конго, Сомали, Судан и Чад.
— Загадка, окружавшая этот самолет, разрешена, — цитирует британская газета Гриффитса. — Теперь следователи знают, как искать пункт назначения для оружия.
Дманьянович, как именует его The Times, хорошо известный торговец оружием, специализирующийся на продаже вооружений государствам-изгоям. Хотя совсем недавно он работал в американских интересах в Афганистане и Ираке, направляя боеприпасы, оружие, гранаты и минометы правительствам этих стран. Его самолеты совершали челночные рейсы между американскими базами.
В 1996 г. самолет, нанятый этим сербом, потерпел крушение под Белградом. Самолет перевозил части для ливийских истребителей. В то время экспорт вооружений в Джамахирию был запрещен из-за санкций ООН. В том же году большое количество боеприпасов было переправлено тем же дилером в Руанду. В 2002 г. торговец отправил груз “калашниковых”, ракетных установок, противопехотных мин и боеприпасов в Либерию.
В СМИ встречались упоминания о том, что торговец из Сербии поставлял оружие сомалийским исламистским группировкам, связанным с “Аль-Каидой”. Сам дилер эти обвинения в нелегальных поставках отвергает.
Еще в 2007 году газета The New York Times писала о связи между Томиславом Дамняновичем и россиянином Виктором Бутом (ныне находящимся в таиландской тюрьме). Издание окрестило сербского дилера “центральной фигурой в контрабандной сети оружейной торговли, связующей Балканы с Африкой и Ближним Востоком”. Но при этом указало на то, что у серба уровень несравненно ниже, чем у его российского “коллеги”.
Комментарий специалиста
Павел Фельгенгауэр, независимый военный эксперт:
— История с “Ил-76” — это обычная операция на “черном” рынке торговли оружием. Таких — сотни. Удивительно, что она попала на первые полосы газет и стала достоянием общественности. Здесь постарались США, которые хотят “прижучить” Северную Корею из-за ядерного оружия.
Произошел перехват партии оружия, которое предназначалось, вероятнее всего, для Африки (Судан, к примеру). Или Пакистана, Афганистана, сектора Газа — одним словом, для стран, где сейчас идут войны. Но точно не для Грузии или Украины — сейчас этого постсоветского “добра” там и так хватает.
На “черном рынке” работает целая сеть. Сербы, румыны соединяют покупателя с поставщиком. За ними следят спецслужбы. Возят оружие “перелетчики” из России, Белоруссии или Казахстана. В Африке их все равно называют русскими. А что сюда приписали Бута, который работал на “черном рынке”, то, возможно, раньше самолет действительно ему принадлежал. Пусть сейчас Бут в тюрьме — но не простаивать же самолету? Вот его и задействовали.