Дом Окуджавы в Переделкине попал в переделку

Музей Булата Шалвовича лишен федерального финансирования

Музей Булата Шалвовича лишен федерального финансирования
Ольга Окуджава.
Музей Окуджавы лишен финансирования и переведен с федерального статуса на областной.

Три музея в Переделкине — Пастернака, Чуковского и Окуджавы. Два первых существуют как филиалы Литературного музея. А музей Окуджавы, которым заведует вдова поэта Ольга Владимировна, всегда жил как самостоятельный, подчинялся напрямую Министерству культуры, получал от него финансирование — 5 млн. рублей в год. Ольга Владимировна уже давно составила дарственную, что весь архив музея и даже пресловутую коллекцию колокольчиков Булата Шалвовича она передает Министерству культуры. Теперь, получается, все, что осталось после великого поэта, перейдет в Московскую область.  

— Я передала имущество своей стране, — рассказала “МК” Ольга ОКУДЖАВА. — Своей родине. А сейчас? Московской области? К тому же нас переводят на областной статус без денег. Бюджет в области в этом году на нас не заложен. Все эти годы меня уверяли, что мы в федеральном подчинении, и вся отчетность шла в Министерство культуры. Финансировались мы тоже как федеральный музей. Все эти годы Министерство культуры Московской области относилось к нам доброжелательно и поддерживало наше желание сохранить федеральный статус. Но решение принято. Я даже уверена, что на следующий год на нас был заложен бюджет в Минкульте. Но Минкульт апеллирует к тому, что во всем виновато агентство по культуре, а не нынешняя Роскультура. Ведь сначала мы подчинялись министерству, потом стало Федеральное агентство по культуре, потом снова министерство… Я считаю, что преступление — в халатности, невнимательности, ошибках… Дело даже не в финансировании, а в юридических вопросах. Я считаю, что нам должны были оставить наш статус с тем же ничтожным, но все же финансированием, пусть и на нелегитимных основаниях. А потом заняться легитимизацией музея.  

— А почему вы не стали филиалом Литмузея? Все-таки защита.  

— Мне отказал Литературный музей. А потом, когда благодаря Путину мне была предложена свобода выбора, я сказала: нет уж, хочу быть столбовою дворянкой. И не жалею. Наш федеральный, самостоятельный статус был для нас защитой, броней. И мы им гордились. Но я никогда не просила денег. Все началось с нищей, барачного типа дачки. Музей где-то должен разместить сотрудников, архив, вести научную работу. У нас работают 20 человек, зарплата — 8—9 тысяч. К тому же — аренда, коммунальные платежи, зарплаты, компьютеры… К нам приезжают дети из разных стран, приходит молодежь, за 10 лет нас посетили миллион человек. А теперь…  

Получается, что с нового года музею предлагается существовать бесплатно. Взаимоотношения с областными властями пока никак не оформлены. Одновременно с юридическими делами у музея появилась другая, не менее серьезная проблема. Директор Литфонда И. Переверзин, которому все переделкинцы платят арендную плату, повысил сумму с 30 до 300 тысяч рублей.  

Надежда КОНДАКОВА, поэт, член президиума Международного литфонда:  

— Ольга Владимировна мне еще летом говорила, что Литфонд на нее наезжает. Я ей говорю: подождите, мы справимся с Переверзиным. И вот… Как он посмел в кризис поднять маленькому музею аренду в 10 раз? Ведь земля до сих пор не была оформлена за Литфондом, сейчас она в стадии оформления. Как он может брать за нее такую аренду? Сейчас поселок полнится слухами: говорят, он собирается выкупить у Ленинского района, к которому относится Переделкино, всю землю, снести старое Переделкино и построить там коттеджи. И музей Окуджавы Переверзину поперек горла — это его пробный шар…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру