Внутренний враг, бойся Обамы!

У США появилась новая стратегия национальной безопасности

У США появилась новая стратегия национальной безопасности
Белый дом представил новую стратегию национальной безопасности CША — по версии президента Обамы. Новая стратегия призвана сменить ту, что была представлена Бушем-младшим в 2006 году.

Обамовская концепция нацбезопасности символизирует разрыв с бушевской доктриной, основанной на использовании военной машины США и их союзников в борьбе с внешними вызовами. Основные тезисы новой стратегии — отказ от односторонних действий, союзничество и партнерство, предпочтение дипломатическим, а не военным методам. Не молоток, а скальпель — такой инструмент, по мнению авторов новой концепции, более подходит для решения проблем.  

“Глобальная война с террором” — уже не главный пункт американской стратегии. Хотя от борьбы с террористами никто в Штатах не отказывается. Но в число главных угроз безопасности включена опасность внутреннего терроризма. (И это одна из “новинок” — в представленной администрацией Буша в 2006 г. содержалось лишь краткое упоминание опасности “доморощенного” терроризма внутри США.) Без сомнения, этому способствовали такие события, как бойня, учиненная американским офицером на военной базе Форт-Худ, и неудавшаяся попытка устроить взрыв на нью-йоркской Тайм-сквер. Новая стратегия признает, что некоторые личности, вооруженные американскими паспортами, беспрепятственно возвращались в США после пребывания в лагерях подготовки экстремистов.  

“Это первая стратегия нацбезопасности из всех представленных когда-либо президентами, которая включает внутреннюю безопасность как часть более широкой стратегии, — говорит советник Обамы противодействию терроризму Джон Бреннан. — Президентская стратегия абсолютна ясна насчет той угрозы, которая стоит перед нами. Наш враг не терроризм, поскольку терроризм — это лишь тактика. Наш враг — не террор, ибо террор — это состояние ума. И мы, американцы, отказываемся жить в страхе”.  

Вместо расплывчатых понятий (более того, авторы стратегии уверяют, что Америка не воюет ни с “исламизмом”, ни с “джихадизмом”) главным врагом именуется теперь конкретно “Аль-Каида” и ее союзники по террористическому интернационалу. Причем внимание фокусируется на Афганистане и Пакистане. И для борьбы с глобальными вызовами Америке нужны коллективные действия со “старыми союзниками” и “новыми партнерами”.  

Вряд ли смена тона означает, что Америка превращается в оплот миролюбия и дружбы. Документ утверждает: поддерживать военное превосходство Соединенных Штатов остается краеугольным камнем национальной обороны. А потому США должны оставаться сильнейшей в мире с военной точки зрения державой.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ:

Татьяна ПАРХАЛИНА, директор Центра европейской безопасности, замдиректора ИНИОН РАН: “Уже наметились изменения поведения США на мировой арене. Началась “перезагрузка” в двухсторонних отношениях с Россией. США отходит от политики односторонних действий, за которые они отвечают сами, к политике многосторонних действий. Американцы уже заявили, что хотят вывести на новый уровень трансатлантические отношения. Барак Обама заявил о “ядерном нуле”. Подписан договор СНВ-3, как его называют, с Россией. Все это говорит о том, что явно наметились изменения в сторону того, что руководство в Вашингтоне понимает: ни одна страна сейчас не способна разрабатывать в одиночку ответы на качественно новые вызовы безопасности, с которыми сталкиваются и США, и международное сообщество. Можно предположить, что все-таки американцы уже изменили свой внешнеполитический вектор с политики силового давления, военного решения ряда вопросов и стали более гибкими, что найдет отражение в новой стратегической концепции”.  

Виктор КРЕМЕНЮК, замдиректора Института США и Канады РАН: “Барак Обама хочет какие-то вещи поменять в той американской стратегии, которая сложилась при Джордже Буше. Он хочет не так сильно вовлекать США, потому что американские ресурсы ограничены. Он не хочет, чтобы вовлеченность США в какие-то вопросы вызывала враждебность у таких стран, как Китай или Россия. Хочет, наоборот, поменять подход, чтобы эти страны присоединились к США в решении этих проблем. Обама что-то поменяет, но одновременно американская стратегия национальной безопасности — вещь очень устойчивая: все свои основные идеи, начиная с конца Второй мировой войны, сохраняет стабильно. Но какие-то акценты будут меняться безоговорочно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру