На “Фукусиме” фон, как в рентген-кабинете

Эксперт МАГАТЭ: “Слово “радиация” внушает генетический страх”

Паника среди населения по поводу аварии на японской атомной станции — налицо. Хотя все специалисты единодушны: повторения чернобыльского сценария здесь не будет. Это подтвердил и мой собеседник — директор Международного центра ядерного образования, профессор Национального исследовательского ядерного университета (НИЯУ-МИФИ) и эксперт МАГАТЭ Виктор Мурогов.

Эксперт МАГАТЭ: “Слово “радиация” внушает генетический страх”

— На днях главы нескольких стран, включая императора Японии, заявили о неуправляемости ситуации на АЭС “Фукусима”. Как это понимать?

— Наверное, буквально. А именно так, что топливные элементы в реакторах действительно расплавились, система охлаждения не работает... Но это не означает, что в действительности все это приведет к мировой ядерной катастрофе. Я бы и вовсе не стал называть ситуацию неуправляемой, потому что десятки ликвидаторов аварии, вручную поливая реакторы водой и с вертолетов, все-таки сдерживают их нагрев. Если бы они этого не делали, паровых выбросов было бы не миновать, значит, ситуацией все-таки управляют.

— Но два локальных взрыва все-таки возникли. Отчего это произошло?

— Из-за смеси выпускаемого из реактора пара с примесью водорода с воздухом. После того как вода из реактора испарилась, он раскалился, как сковородка. И когда на эту “сковородку” резко направили холодную воду, произошел мощный паровой выброс с примесью водорода. Он и рванул в воздухе.

— А если бы водород не выпускали?

— Тогда может произойти разрыв контаймента — внешней оболочки реактора — давление пара может превысить допустимую величину.

— Но ведь с паром из реактора в воздух попадают радиоактивные элементы...

— Да, но это единственный выход в данной ситуации. Поливать реактор водой необходимо, иначе топливные элементы расплавятся, и полностью разрушится активная зона реактора.

— Чем это опасно? Может возникнуть цепная реакция между атомами урана?

— Цепной реакции не возникнет, поскольку уран, помещенный в японский реактор, имеет низкий уровень обогащения, для взрыва ему просто не хватит критической массы. Но может возникнуть повреждение основного корпуса.

— А что выбрасывается в воздух?

— Только газообразные продукты его деления — цезий, ксенон, йод. Это в тысячи раз безопаснее, чем было в Чернобыле, где в атмосферу вылетело само ядерное вещество.

— Насколько опасны газообразные продукты, выбрасываемые в атмосферу?

— Не более чем при посещении рентген-кабинета. Я на днях к зубному ходил, там меня заставили три раза подряд снимки зуба делать. Думаю, что как раз получил примерно такую же дозу, как получают спасатели на “Фукусиме”.

— А отчего могли погибнуть 5 спасателей на “Фукусиме”?

— Если верить прессе — от взрыва водородной смеси и разрушения строительных конструкций. От радиации сейчас в Японии жертв нет.

— Значит, облако, перемещающееся к берегам Америки, не опасно?

— Абсолютно. Вредные вещества, то есть цезий и йод, развеются по пути туда. Представьте себе ванну с чистой водой, в которую капнули грязь. Через минуту она растворится, и вы ее не увидите. Так же и здесь.

— Тогда зачем жителям советуют лишний раз не покидать домов?

— Это, на мой взгляд, психологический ход. Представьте себя на месте жительницы Токио: все СМИ только и кричат о “страшной угрозе”, а местное правительство только успокаивает. Согласитесь, что у вас могло бы возникнуть ощущение, что власти нагло обманывают своих жителей, грубо скрывая страшную угрозу. Это усилило бы страх и панику. Гораздо разумнее просто дать несколько простых рекомендаций. К тому же надо понимать, что слово “радиация” в стране, пережившей Хиросиму, внушает особый, генетический страх.

— Какая же основная проблема для японцев?

— Разбирать последствия землетрясения и цунами. Взрывы на АЭС — технологическая, решаемая проблема. Ее можно было бы избежать, если бы в свое время японцы полностью усовершенствовали у себя реакторы с учетом аварии в США в 1979 г. Большинство (более 60%) используемых в мире водо-водяных реакторов — не одноконтурные, а двуконтурные (например, типа ВВЭР на Воронежской станции). Именно в таком типе реактора в 1979 году в США произошла авария в американском Три-Майл-Айленде. Расплавившись, топливо и все его летучие компоненты остались под второй защитной оболочкой.

— Чем сейчас занимаются наши эксперты по атомной энергетике в Японии?

— Контролируют ситуацию.

— Сейчас во многих странах заговорили об отказе от атомных реакторов, кроме России и еще нескольких государств. Что дает нам уверенность в безопасности?

— Все наши реакторы — двуконтурные, супернадежные. Их внешние оболочки способны выдержать даже падение самолета. На мой взгляд, совсем неразумно отказываться от ядерной энергетики. Мы за неимением других возможностей просто обречены на ее развитие. Причем в тех же США, где сейчас активно говорят о катастрофических последствиях аварии в Японии, атом используется не только в энергетике, но и в медицине (каждый третий пациент проходит диагностику и лечение с помощью радиоактивных изотопов). А чем, вы думаете, борются с плодовыми мушками, чтобы они не портили урожай фруктов? Их просто стерилизуют радиацией. Так же победили в свое время муху цеце. Так что возможности радиоактивных веществ помогли бы поднять и наши отрасли на более высокий уровень.

Сюжет:

Катастрофа в Японии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру