Гнев из-за трагедии на шахте: ждать ли Турции второго Таксима?

ЧП с шахтерами подорвало и без того шаткое положение правящей партии страны

Турция в трауре и гневе: не менее 280 человек числятся погибшими в результате аварии на шахте города Сома. Еще порядка 150 человек считаются пропавшими без вести. А в городах страны уже начались антиправительственные выступления — трагедия в Соме лишь усугубила и без того не блестящее положение представителей турецких властей, которые за последние полгода оказались в центре ряда коррупционных скандалов

ЧП с шахтерами подорвало и без того шаткое положение правящей партии страны

Напомним, что в момент взрыва на угольной шахте находились находились 787 человек, из которых более 400 удалось спасти. Сейчас на месте катастрофы работает несколько сотен спасателей, в город прибыл и премьер-министр страны Эрдоган.

Действия главы турецкого правительства сейчас — объект пристального внимания общественности. Не секрет, что репутация правящей Партии справедливости и развития была изрядно подпорчена в последние несколько месяцев различными коррупционными скандалами. И сейчас возмущенные жители Турции уже начинают выходить на акции протеста против политики правительства, которая, в числе прочего, приводит, по их мнению, и к катастрофам, подобный нынешней.

Как сообщает Agence France-Presse, на улицы Анкары 14 мая вышли порядка 800 человек, возмущенных действиями правительства. Демонстранты с антиправительственными лозунгами принялись забрасывать камнями стянутых к месту проведения акции полицейских — в ответ стражам порядка пришлось применить водометы. Пока волнения не переросли в масштабные, однако, и в прошлом году, когда власти объявили о решении вырубить деревья в парке Гези на площади Таксим, никто не предполагал, что это выльется в одну из самых массовых антиправительственных акций последних лет в Турции. Стоит ли сейчас турецким властям ждать повторения прошлогоднего Таксима или чего-то более масштабного?

– Действительно катастрофа на шахте вызвала в Турции широкий общественный резонанс, – рассказывает «МК» известный российский востоковед Гумер ИСАЕВ, находящийся сейчас в Стамбуле. – И все это легло на ту неспокойную обстановку, которая наблюдается в Турции на протяжении последних нескольких месяцев в связи с коррупционными скандалами и прочими сюжетами, связанными с властями страны. Поэтому сейчас речь идет не только о трагических обстоятельствах, связанных с работой шахтеров, но еще и о политическом контексте. Сейчас оппозиционные партии настаивают на том, что все произошедшее стало результатом недостатков в обеспечении должного уровня безопасности, в чем есть вина властей, не усмотревших за этим. Власти, в свою очередь, настаивают на том, что сама по себе подобная работа связана с высоким риском и трагедии, подобные той, что случилась на шахте в Соме, могут происходить и происходят и в других странах и при других обстоятельствах.

Тем не менее, и в самом городе, где проживали погибшие шахтеры, их семьи возмущены обстоятельствами произошедшего и, полагаю, в ближайшее время будут значительные демонстрации в крупных городах. А с учетом того, что на август запланированы президентские выборы, подобные события, конечно, не на пользу правящей Партии справедливости и развития, возглавляемой Эрдоганом, поскольку именно она обвиняется во многих проблемах, в том числе и в аварии на шахте.

– Нет ли вероятности, что повторятся прошлогодние события на площади Таксим (с учетом того, что сейчас на улицы выйдет уже несколько иная публика)? И не примут ли волнения формы полномасштабного народного восстания?

– Сейчас сложно говорить о каких-то возможностях восстания, особенно после «арабской весны» и украинских событий. Трудно предугадать, что именно может стать катализатором серьезных столкновений. Возможно, Турции это не грозит. Я думаю, что ситуация не перейдет за какие-то разумные границы, но при этом нельзя отрицать наличие в стране серьезного политического кризиса. Он продолжается, и даже события на Таксиме в определенной степени были проявлением внутриполитической борьбы. Хотелось бы надеяться, что Турция выстоит, и власти страны сделают какие-то выводы для себя, пойдет на изменения во внутренней политике. Пока же перед властью встает множество вызовов, и нельзя сказать, что она успешно на них реагирует. Конечно, мы видим, что в других странах трагедии, в результате которых гибнут люди, сразу провоцируют претензии в адрес властей — это и ситуация с пропавшим малайзийским «Боингом», и с южнокорейским паромом. Конечно, правительство в таких ситуациях ссылается на то, что катастрофы возможны везде. Но для народа такого рода заявления выглядят часто как попытка уйти от ответственности. И вопрос не простой — люди, сидящие в правительстве, непосредственно могут не отвечать за какие-то аварии, но они являются частью системы, в рамках которой это происходит. И сейчас многое зависит от того, как отреагирует правительство: Эрдоган, например, сразу поехал на место катастрофы. Сейчас та ситуация, когда наиболее полно проявляются качества власти. Если она оказывается неспособной исправить ситуация, адекватно отреагировать на нее, то, конечно же, она будет вызвать негодование у народа.

– Проходят ли в Стамбуле акции в связи с аварией?

– О каких-то масштабных акциях я пока не слышал, но в центре Стамбула можно видеть большое скопление полиции, полицейских броневиков — очевидно, что власти готовятся к каким-то демонстрациям. Таковые, безусловно, будут, поскольку Стамбул, хоть и не столица, это все же центр политической жизни Турции, в том числе, оппозиционной.

Ренат АБДУЛЛИН

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру