341-й скорый ушел в свой традиционный рейс в 11.35. Заполнен он был процентов на 70, всего примерно 380 пассажиров. Основной контингент: украинцы и молдаване либо те, кому понадобилось в соседние республики по делам. Путешествие не сказать, чтобы сильно комфортное. Вот, например, как отзывались о поезде пассажиры зимой: «Обслуживание плохое, вагон не отапливается вообще, туалет холодный и в полу дырка. Тамбур весь в снегу, вообще намерзлись. Ехала мама с ребенком, даже не предложили перейти в теплый вагон. Я думал что такого уже не бывает, но вот пожалуйста, так что граждане будьте внимательней».
Совет бывалого путешественника, увы, в этот раз не пригодился. Состав даже не успел доехать до первой остановки в Малоярославце. В 12.43 на него... упал другой состав! Как рассказали очевидцы, товарняк, везший в Москву из Румынии запчасти к «Reno Duster», начал подпрыгивать на небольшой дуге неподалеку от станции Бекасово еще до встречи с 341-м. А когда поезда поравнялись, контейнеры упали на седьмой вагон. Будто вскрыв его гигантским мачете.
Именно этот вагон был переполнен. Люди просто еще не успели пойти в вагон-ресторан, только-только разложили вещи и заказали чай... И вдруг — страшный скрежет, толчок, все куда-то летит. Скорость пассажирского поезда была 95 километров в час, товарного — 40 км/час. Можно себе представить силу удара.
Все мельтешило перед глазами, с потолка падала обшивка, - рассказала «МК» одна из пассажирок. - Меня придавило чемоданом. Думала — все, конец. Спасло, что быстро вытащили.
Рядом с местом крушения — поселок, жители уже через пару минут прибежали. Потом подтянулись «скорая», полиция, спасатели. На место выехал глава МЧС Владимир Пучков, представители Следственного комитета и транспортной прокуратуры.
- Елена Жолубя. По буквам - «железка», «откос», «локомотив»... - на «автомате» врач даже аббревиатуру расшифровывает железнодорожными терминами. - 32 года. Сочетанная травма. Везем в Наро-Фоминск.
Игоря Декало вертолетом направляют в 7-ю горбольницу Москвы. Он тяжелый. Всего в столицу госпитализированы семеро, в том числе один ребенок. На обслуживание жертв трагедии брошены все медицинские силы Наро-Фоминского района. «Не приведи Господь у кого-то из горожан сердце прихватит, - мрачнеет медсестра из Апрелевки. - У нас все «скорые» тут, ему на своих двоих придется до больницы бежать».
Вот и не верь в мистику, - местный житель нервно закуривает. - Тут ведь в паре километров отсюда уже была катастрофа. Летом 1998-го, не помните?
Помним, конечно. 16 лет назад тоже в Бекасово ремонтная дрезина, выезжая с второстепенного на главный путь, ударила в бок... электричку! Ничего не напоминает? Тогда хвостовой вагон электропоезда выбросило на встречный путь, по которому в свою очередь мчалась электричка из Москвы. Такая вот куча-мала. Погибли всего четверо - столкновение произошло ранним утром, пассажиров в вагонах не было.
Вдоль полотна бродит растерянный машинист товарняка. Ему теперь не позавидуешь — в адрес солидного мужика уже бросили не одно бранное слово. Это неудивительно: у катастрофы неожиданно появился политический подтекст. Поезд-убийца из Украины, контейнеры обслуживала киевская транспортная компания «Лиски». По предположениям путейцев, вагоны производил Кременчугский сталелитейный завод. На всякий случай набираем номер приемной директора завода — без особой надежды. И — о чудо — на том конце испуганный женский голос. Секретарша. Но поговорить о вагонах не получается. «Вы что, мы не работаем!» - и короткие гудки.
Собственно версий катастрофы четыре. Самая вероятная — проблема с подвижным составом (тут есть и две подверсии, о которых чуть ниже), самая маловероятная — отрыв незакрепленного контейнера (поезд прошел уже много поворотов, почему контей нер слетел именно здесь?), самая странная — лопнувший рельс (ее озвучил Дептранс, но у него, видимо, сугубо законспирированные источники). «МК» проверил основные предположения.
- Вот он, 68-й километр Киевского направления, - Михаил показывает на схеме то самое место, где случилась трагедия. - Смотрите, тут кривая идет, а еще подъем на Бекасаво. Из-за этого товарняк и мог накрениться настолько, что сошел с рельсов и зацепил пассажирский поезд.
Михаил - машинист той самой бекасовской бригады, которая управляла злополучным товарным поездом. Он сам во вторник не работал и об аварии узнал из новостей. Сначала очень удивился.
- Я через этот перегон проезжаю регулярно, - говорит он. - В целом там дорога не критичная, резких поворотов, подъемов и спусков нет. Но вот именно 68- км немного проблемный. Но повторюсь, совсем немного. Если бы поезд не накренился, то ничего бы не случилось.
- Что же произошло? Может, поезд был перегружен?
- И подозрения, что товарный поезд был перегружен — тоже абсурдные. - добавляет он. - Никто бы не пошел на перегруз, поскольку вес проверяется по пути следования несколько раз.
Товарный поезд весил как минимум 2200 тонн. Контейнеры опечатаны и даже после удара они не были так сильно повреждены, чтобы их содержимое вывалилось наружу. Впрочем, не в нем дело.
- Вот две причины, которые вероятнее всего спровоцировали трагедию, - рассказали «МК» на станции Бекасово-Сортировочное. - Первая - излом боковой рамы тележки вагона. Такое случается, к счастью, только с грузовыми поездами, но достаточно часто. Два года назад в Амурской области как раз из-за излома боковой рамы грузовой тележки произошло серьезное крушение поезда: сошли с рельсов 17 из 68 вагонов, которые везли в цистернах нефть.
Почему ломается боковая рама? Во многом связано с тем, что заводы-изготовители производят бракованную продукцию, которая тем не менее проходит контроль и поступает в эксплуатацию. Разрушить боковую раму может малюсенькая трещина, которая в свою очередь, напрямую связана с внутренних литейными дефектами. И что самое неприятное- дефект может быть в зоне, невидимой для осмотрщиков вагонов.
- Вторая вероятная причина - излом автосцепного устройства (того, что соединяет вагоны), - продолжают железнодорожники. - На протяжении последних 2 года такие случаи происходят все чаще. По нашим данным, в этом году их было пять, но к трагедиям они не привели, потому что поезда стояли, а не ехали. Механизмы старые, изношенные..
Если вагон отцепятся на скорости, то, по словам машинистов, произойти может что угодно. И тут все зависит от дороги. Ели она накреняется, то и отцепившийся вагон будет заваливаться и сойдет в конце концов с рейс. Что и могло произойти в данном случае.
Хочется надеяться, что наши железные дороги к трагедии в Бекасово причастны только одним боком — боком изуродованного седьмого вагона поезда Москва-Кишинев. Но все наши собеседники единодушны: проблема износа составов все равно есть, и не обращать на нее внимания только потому, что можно списать вину на коллег с Украины — глупо.