- Олег Андреевич, проходила информация, что упавший самолет в день авиакатастрофы отклонился от курса, пролетая над территорией Украины.
- Дело в том, что совершать транзитные полеты с использованием воздушного пространства Украины запретили только после этого ЧП. До этого официального запрета не было. Сбиться с трассы при современных технологиях невозможно. Но при этом, самолет мог лететь не точно по той же линии, что, например, вчера, а в стороне. Это допускается.
- Большой резонанс вызвали записи испанского диспетчера, который в своем аккаунте в Twitter сообщил о том, что самолет был сбит украинскими военными. Он якобы находился в это время на вышке в Бориспольском аэропорту. Как там мог оказаться иностранец?
- Насколько я знаю, в Воздушном кодексе Украины нет запрета на привлечение к работе иностранцев. Боле того, он там мог стажироваться или находится по программе обмена опытом. Тогда у него был допуск с системам наблюдения.
- Этот же испанский диспетчер сообщал о двух истребителях, которые якобы «сопровождали» гражданский самолет за три минуты до того, как он исчез с радаров...
- А вот такое случается часто. Дело в том, что зоне конфликта военные самолеты могут подлететь к гражданскому борту и даже на достаточно близкое расстояние. Это они так «балуются». Такие случаи были зафиксированы в Афганистане, Ираке, Сирии, Грузии... Понимаете, просто у некоторых военных — а мы сейчас говорим о зоне конфликта — что называется едет крыша. Делают это они ради развлечения. Понятно, что для командира гражданского самолета, который отвечает за жизни пассажиров, ситуация не из приятных.
- В этих случаях командир гражданского самолета обязан сообщить на землю о «попутчиках»?
- Да, обязательно. Командир в кабине видит все объекты, пролетающие рядом. И об опасном сближении других самолетов сообщить обязан.
МЕЖДУ ТЕМ
Источник «МК на Дону» в диспетчерской службе Ростова подтвердил, что лайнер летел в своем эшелоне, отклонения не превышали пределы допустимой погрешности. Умышленно увести его с курса днепропетровские диспетчеры, которые вели самолет в момент катастрофы, не могли. Ростовские коллеги должны были принять лайнер примерно через 20 минут.