Хроника событий Родственники пассажиров исчезнувшего малайзийского Boeing рассказали о ходе расследования МИД назвал предвзятым расследование крушения MH17 в Донбассе Британский МИД призвал Россию сотрудничать по расследованию крушения MH17 Самолет Ким Чен Ына прилетал во Владивосток на разведку Страшная тайна сломанных людей

Эксперты изучают «черные ящики» сбитого «Боинга». Что может дать расшифровка

В каком объеме обнародовать данные бортовых самописцев рейса МН17 будет решать голландское следствие

24.07.2014 в 15:22, просмотров: 31330

Бортовые самописцы сбитого над Украиной «Боинга» под наблюдением специалистов ИКАО были доставлены в британский Фарнборо для того, чтобы их изучили эксперты местного Управления по расследованию авиационных происшествий (AAIB). По данным ИКАО, речевой самописец лайнера находится в хорошем состоянии. Британским экспертам выпало расшифровывать «черные ящики» по запросу нидерландских властей, которые проводят расследование. При этом речь идет только об извлечении информации из самописцев и передаче ее следствию в Голландию. И уже местные следователи станут решать, что публиковать этично, а что — нет. «МК» решил разобраться — почему было выбрано именно AAIB и что вообще могут дать следствию данные бортовых самописцев.

Эксперты изучают «черные ящики» сбитого «Боинга». Что может дать расшифровка
фото: Дмитрий Дурнев

Как гласит официальный сайт AAIB, основной его задачей является «повышение уровня безопасности полетов путем определения причин авиационных происшествий и выработки рекомендаций по безопасности, для предотвращения повторения подобных инцидентов». «Мы не определяем вину какой-либо из сторон или же степень ее ответственности», - подчеркивает главный инспектор Управления Кейт Конради.

История Управления по расследованию авиационных происшествий насчитывает, в общей сложности, более ста лет. Свое начало она берет в Королевском аэроклубе Великобритании, когда в 1910 году его члены решили разобраться в причинах гибели Чарльза Роллса, одного из сооснователей компании Rolls-Royce, чей биплан развалился прямо в воздухе 12 июля 1910 года под Борнмутом. Роллс стал первым британцем, погибшим в авиакатастрофе.

Уже тогда был сформулирован главный постулат деятельности будущих инспекторов — давать рекомендации во избежание будущих катастроф, а не определять виновных.

В феврале 1912 года расследование причин авиакатастроф было передано в компетенцию специального подкомитета, входящего в клуб. Спустя месяц в рамках клуба был учрежден Комитет общественной безопасности и расследования авиационных происшествий.

В 1914 году в Фарнборо был основан Департамент авиационной инспекции, в коннце Первой мировой войны перешедший в компетенцию Департамента гражданской авиации. На основе департамента впоследствии и сформировалось Управление по расследованию авиационных происшествий, которое в 1983 году было передано Транспортному департаменту. Нынешнее полное название - Управление по расследованию авиационных происшествий — было утверждено в 1987 году. Изначально эта структура занималась расследованием причин авиакатастроф на территории Великобритании, однако со временем — ввиду того, что у Управления имелась специальная аппаратура для расшифровки «черных ящиков», к британцам стали обращаться и из других стран.

Что же касается сбитого на Украине «Боинга», то, очевидно, и здесь речь идет лишь о предоставлении объективной информации: о чем переговаривался экипаж до и во время катастрофы. На основании этих данных соответствующие решения будут принимать уже международные организации, например, ООН или же международные судебные инстанции. Например, именно так произошло в случае с терактом над Локерби в 1988 году, когда был взорван «Боинг 747-100», следовавший из аэропорта Хитроу в Нью-Йорк. Ответственность за этот теракт, напомним, впоследствии взял на себя ливийский лидер Муамар Каддафи. Однако специалисты из AAIB не выносили вердикта относительно вины кого-либо в теракте, а лишь представили объективные данные о причинах крушения авиалайнера. Решение об аресте двух ливийцев, имевших отношение к организации теракта, тогда вынесла полиция шотландской области Дамфрис и Галлоуэй и ФБР. Совбез ООН, в свою очередь, в 1992 году ввел санкции против Ливии.

Так что же такое «черные ящики»? Технические средства объективного контроля, установленные на любых летательных аппаратах, состоят из двух устройств. Это бортовое устройство регистрации (БУР) и бортовой магнитофон (БМ).

БУР — это комплекс электронных блоков и кабелей, которые собирают и накапливают полетные данные, то есть всю техническую работу самолета. БМ — записывает переговоры экипажа в кабине, как между собой, так и с авиадиспетчерами, которые с земли «ведут» самолет.

Вся собранная информация с этих двух накопителей используется для того, чтобы после полета объективно оценить действия экипажа в полете, а также для контроля и диагностики работы систем самолета. В случае летного происшествия или авиакатастрофы, данные бортовых самописцев изучают для того, чтобы приблизится к объективным причинам происшествия.

На самом деле, «черный ящик» окрашен в яркий оранжевый цвет, который в случае аварии и разрушении самолета наиболее заметен. Иногда для для облегчения поисков самописцев в блоки встраиваются радиомаячки. Как правило, «черные ящики» устанавливаются в хвостовой части самолета или даже в киле - при авариях эти части самолета остается если не целыми, то с минимальными повреждениями.

Что касается самого электронного блока, то обычно он помещается в титановый бронекорпус, что служит дополнительной защитой. Благодаря этому он может выдерживает высокие температуры без внутренних повреждений (до 1100 градусов Цельсия) в течение 40 минут. Кроме того, сама оранжевая краска также является жаропрочной.

Сначала с помощью компьютерных технологий снимаются данные самописцев. Затем эти данные расшифровываются и специалисты моделируют поведение самолёта.

В случае с малайзийским «Бингом» бортовой магнитофон может оказаться бесполезным, в случае если пилоты погибли сразу, не успев сообщить авиадиспетчерам, что происходило вокруг. Хотя есть вероятность, что они видели, например, военный самолет, а значит были обязаны доложить об этом. В тоже время, причину аварии можно будет установить по данным БУР, которое должно показать, какие системы управления самолёта отказали с самого начала. Например, это может быть массовый отказ систем, происходящий в случае поражения элементами боевой части ракеты.

02:39

Крушение "Боинга". Хроника событий