Бунт в челябинском СИЗО: три версии — от плохой капусты до смены смотрящего

Три версии ЧП в следственном изоляторе Челябинска

Заключенные в Челябинской области в ночь с 8 на 9 декабря устроили бунт. Настоящий — с поджогами, с резанем вен, с выламыванием стен. Тюрьма бунтует обычно в двух случаях: или из-за разборок криминальных авторитетов, или из-за нарушений прав заключенных. Однако на этот раз все оказалось куда сложнее, а сам бунт, возможно, войдет в историю.

Что должно было произойти, чтобы арестанты решились на волнения теперь, когда по измененному законодательству за это полагается до 15 лет срока? Почему так разнятся версии тюремщиков и родных заключенных? Все это пытался выяснить «МК»

Три версии ЧП в следственном изоляторе Челябинска

Челябинская область для уголовников почти как Чернобыльская зона... Гиблое место. Чего стоит одна только Копейская колония, где заключенных пытали и даже убивали. И вот новый бунт, на этот раз в СИЗО №1. Волнения начались в 1.30, и в них участвовало около ста заключенных из 30 камер.

- На втором этаже следственного изолятора сейчас валяются обгорелые доски, сожженные матрасы и постельное белье, - говорит руководитель ОНК Александр Юрин. - Насколько нам известно, среди арестантов есть пострадавшие. Там присутствуют медики. Мы просили предоставить нам возможность пообщаться хотя бы с кем-то из арестантов, но в ответ услышали отказ.

Версия тюремщиков.

-Причиной волнений стал мобильный телефон, который охранники заметили у одного из заключенных, - говорят во ФСИН. - На требования сотрудников СИЗО выйти из камеры, он призвал сокамерников к неповиновению.

Ну а дальше, по словам тюремщиков, заключенные начали стучать в двери, лить воду в коридор, поджигать матрасы и подстрекать других поддержать акцию. Восемь арестантов порезали себе предплечья. Но повреждения незначительными, и им на месте была оказана медицинская помощь.

- Спецсредства и физическая сила к заключенным не применялась, - уточнили в регионального подразделения. - К СИЗО выслали полицейское подкрепление – ведь рядом с изолятором находятся жилые дома, общественные учреждения, ДК и плавательный бассейн. Движение на улице Российской, где расположен изолятор, было перекрыто.

Версия заключенных и их родных.

- Конфликт назрел уже давно, - говорит мама одного из заключенных. - Мой сын, как и многие другие, были недовольны качеством питания и медпомощи. Но вместо того, чтобы решить проблемы, сотрудники (сын говорит о неком оперативнике Осипове) заставляли заключенных-активистов ходить с дубинками по камерах и избивать всех подряд.

«Мой муж в пятницу 5 декабря рассказал, что на протяжении всей недели арестованных не выводят на прогулки, кормят одной сечей и капустой (муж на все суды приезжает истощенный), не дают выбрасывать бытовой мусор (он копится в камерах, от чего заводятся мошки)», - это обращение члены ОНК получили накануне.

- Накануне бунта отключили еще отопление в СИЗО, - уверяет мать другого заключенного. - Кормить перестали вообще. Хотя зам.начальника СИЗО-1 сообщил, что пищу разносят, но «все СИЗО отказывается от еды». Заключенные все время передавали нам, что ждут: придет спецназ и всех перебьет.

Впрочем, говорят, что челябинские зэки научились противостоять спецназу: те, кто болен ВИЧ (а таких почти треть), режут себе вены, и спецназовцы к ним не подходят, боясь заразится.

Версия правозащитников.

Бунт происходил на фоне разборок совсем другого уровня, которые напоминают «криминальное чтиво». Если в двух словах — в СИЗО сменялся «смотрящий».

- Уже после начала бунта к СИЗО подъехала «Лада Приора», - рассказывают правозащитники. - Из нее вышла женщина и обратилась к матерям, стоящим у стен изолятора: «Сейчас у старого смотрящего будут хату вскрывать, пошумят немного — не пугайтесь. Новым смотрящим будет мой муж, запомните его фамилию — Якупов». Мы все были в полном шоке.

Версию о криминальном переделе подтверждает и странный телефонный звонок, который раздался днем, 8 декабря, в редакции «МК-Урал». Женщина, представившаяся родственницей заключенного СИЗО-1, сообщила, что в изоляторе заключенных подстрекают к бунту – такому же, как в Копейской колонии.

- Между тем все последних несколько месяцев в учреждения ГУФСИН ПО Челябинской области была крайне напряженная ситуация, - говорит челябинский правозащитник Валерия Приходкина. - Так, все лето "лихорадило" ЕПКТ в ИК-1, после проведения обысковых мероприятий силами спецназа. Две недели назад, 25 ноября, случился "бой" в ШИЗО ИК-6. 3 декабря мы выслушали массу жалоб в отряде инвалидов № 10 в ИК-2. Типичный случай - один заключенный-инвалид не повернулся лицом к стене, за это был избит. В нашем распоряжении есть несколько видеообращений...

-Нужно копнуть еще глубже, - говорит создатель портала «Гулагу. Нет» Владимир Осечкин. - В Челябинской области со времен бунта Копейской колонии ничего не изменилось. Да, там сменили начальника УФСИН, но зам по безопасности и оперативной работе остался тот же. А именно он курирует всю оперативную работу в регионе. От него зависит обстановка в учреждениях. Было бы лукавством говорить, что «главный оперативник региона» не знает «криминальных движений» за решеткой. Как нарушали права человека, так и будут нарушаться. Никому из «смотрящих» ничего не будет — под статью подведут именно обычных заключенных. А сроки за организующий бунта, напомню, с этого года, по закону увеличились.

Читайте материал: "Заключенные Челябинска подняли бунт из-за разборок криминальных авторитетов"

Заключенные рассказывают правозащитникам о бунте

Смотрите видео по теме


Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26695 от 10 декабря 2014

Заголовок в газете: Бунт в СИЗО начался не по звонку

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру