Эксперт: причиной крушения траулера в Охотском море могла стать подлодка

Мы разобрали все возможные версии трагедии

02.04.2015 в 16:56, просмотров: 21046

На месте крушения большого автономного морозильного траулера в Охотском море идет поисково-спасательная операция: сейчас она приостановлена из-за темноты, активные поиски продолжатся утром по местному времени. Траулер «Дальний Восток», приписанный к сахалинскому порту Невельск, затонул за 15 минут в ночь на четверг в 300 километрах южнее Магадана. По данным на момент написания этого текста, погибли 56 человек, 63 удалось спасти. Неизвестной остается судьба еще 13 человек.

Основной версией произошедшего следствие считает «возможное столкновение с препятствием, из-за которого произошло повреждение корпуса в районе машинного отделения».

Свою версию событий для «МК» озвучил президент Дальневосточной ассоциации капитанов Петр Осичанский.

Эксперт: причиной крушения траулера в Охотском море могла стать подлодка

- Почему сейчас опровергают версию перегруза и нарушения балансировки?

- Эти пароходы предназначены для того количества рыбы, которое они могут поймать. Все рассчитано: сколько бы судно ни поймало рыбы, оно никак не перегрузится. Это же не сухогруз, который пришел в порт, встал, его грузят и грузят. Или вот говорят сейчас: мол, тащили трал и перевернулись. Это обычная технологическая операция, которая выполняется сотни и сотни раз. Эти пароходы были построены еще в прошлом веке, их было больше сотни, они всегда работали безаварийно. Они очень устойчивые, мореходные. Другое дело, что их техническое состояние оставляет желать лучшего. Потому что годы есть годы. Например, БАМТ «Дальний Восток» - 26 лет от роду. Но если он имел документы, значит соответствовал требованиям.

Читайте материал: Капитан затонувшего "Дальнего Востока" раньше попадался на нарушениях

Гибель траулера: эксперт настаивает на ошибке экипажа

Мы сделали огромное количество экспертиз по кораблекрушениям, и хочу сказать, что всегда сталкиваемся с одной и той же картиной: крушение происходит по совокупности причин.

- Траулер «Дальний Восток» мог столкнуться с льдиной?

- Такое столкновение вряд ли могло привести к аварийности. Другое дело, что судно могло пройти вдоль ледяного поля, которое разрезало обшивку корпуса судна, его подводную часть, и вода пошла в машинное отделение. Экипаж бросился бороться с водой, спасать пароход. Была дана команда выбирать срочно трал, чтобы облегчить ситуацию. И в этот момент судно могло получить дополнительно крен. При этом могли оказаться открытыми двери в рыбный цех или какие-то другие двери, что позволило воде поступать в другие помещения и затапливать судно.

Учитывая, что были, например, плохие водонепроницаемые переборки, вода попав в один отсек, тут же начинала проходить в другой. Как это было, при крушении теплохода «Адмирал Нахимов». Тогда вода вошла в два отсека, а потом из-за гнилых водонепроницаемых переборок моментально распространилась по всему судну.

Я предполагаю, что крушение произошло, потому что трал за что-то зацепился. Например, за подводную лодку. И уходя из этого трала, она могла потянуть за собой пароход и перевернула его. Это версия наиболее реальная на мой взгляд. И лодка могла быть отнюдь не российская.

- Говорят, что атомной подводной лодке в Охотском море делать нечего.

- А вы, думаете, что дизельная подводная лодка не способна перевернуть пароход? Я считаю, что эта версия имеет право на существование.

Когда сейчас говорят, что капитан ошибся, я хочу возразить: выборка трала — настолько рядовая операция, что капитану при этом необязательно присутствовать. Вахтенные помощники с этим отлично справляются, рыбаки ведь рыбачат круглосуточно.

- Почему они не подали сигнал бедствия?

- Просто могли не успеть. Самой борьбы за живучесть судна может быть даже и не было. Борьба за живучесть — это какая-то процедура, которая предполагает целый ряд мероприятий, которые выполняются каждым членом экипажа. Есть, например, борьба с водой, когда она проникает в помещение. Есть борьба с пожаром, когда судно загорелось. Или человек оказался за бортом, которого надо спасти. А есть так называемая тревога по оставлению судна, то есть когда судно уже никто не спасает, а спасают членов экипажа. И в этом случае каждому члену экипажа в инструкции прописано, что надо делать. События могли развиваться настолько быстро, что радиооператор не успел дать сигнал бедствия.

Пароходы ведь гибнут быстро. В 1986 году тот же «Адмирал Нахимов» затонул, например, за 8 минут. А это огромный лайнер.

- Почему, на ваш взгляд, не были в полной мере использованы спасательные средства?

- Плот, например, всплывает сам. Судно тонет, на глубине 20 метров срабатывает гидростат и плот всплывает. Сейчас идет информация, что в районе крушения «Дальнего Востока» находят плоты пустые, без людей. Это означает, что шлюпки никто не спускал, события развивались настолько быстро, что они просто не успели этого сделать. Чтобы спустить шлюпку, даже при хорошей тренированности, требуется около 10 минут. Надо ведь еще пробежаться, собраться... И еще учитывайте один немаловажный факт: на пароходе около половины экипажа были иностранцы, которые ни русского, ни английского языка не знали. На каком языке они между собой общались? Это такая «Вавилонская башня». Я предполагаю, что большинство погибших будут иностранцами.

- Откуда на траулере были молодые ребята, которым было 16 -17 лет?

- Могу предположить, что это курсанты, которые проходили практику. Международная конвенция допускает нахождение курсантов от 16 до 18 лет на борту любого судна.

- Сколько обычно длится поход?

- Судно ушло 4 января из порта Владивосток. До сих пор оно где-то плавало. Оно могло заходить в какие-то иностранные порты. Но по имеющейся у меня информации, в российские порты оно не заходило. Это пароход океанского плавания. Он и строился с целью, чтобы месяцами находится в море. По 5-6 месяцев.

- Сколько времени человек может продержаться в холодной воде?

- Я могу назвать вам какие-то нормы, но они иной раз теряют смыл. Приведу пример. В 2004 году под Находкой во время сильного шторма затонули два грузовых теплохода «Вест» и «Ароса». Один из матросов, который находился в ноябрьской холодной воде на севере Японского моря, продержался 41 час. При этом он не был не на плоту, не в шлюпке. Просто держался все это время за какое-то бревно. Когда его подобрали, он был жив, более того, ничем не заболел. Если говорить об Охотском море, то те люди, которые оказались в воде без гидрокостюма, могли продержаться в воде 10-15 минут - и все. Поэтому сейчас поиски идут уже не людей, а тел моряков.