МЧС и СКР назвали возможные причины крушения траулера "Дальний Восток"

Среди основных версий - перегруз, порывистый ветер и столкновение с препятствием

02.04.2015 в 10:31, просмотров: 12936

Большой автономный морозильный траулер "Дальний Восток" затонул в акватории Охотского моря в 300 км от Магадана в ночь на 2 апреля. По предварительным данным, на борту судна находились 78 россиян и 54 иностранца - 56 пассажиров и 76 членов экипажа. Из них погибли 54 человека, 117 подняты из воды, остается неизвестной судьба 15 рыбаков. Состояние спасенных оценивается как тяжелое. Капитан и старший помощник капитана погибли. По некоторым данным, кораблекрушение произошло во время работ по выборке 100-тонного невода.

МЧС и СКР назвали возможные причины крушения траулера

"Следствием рассматриваются все возможные версии крушения траулера. На данный момент наиболее вероятной причиной стремительного затопления судна следствие считает возможное столкновение с препятствием, из-за которого произошло повреждение корпуса в районе машинного отделения", — говорится в сообщении, опубликованном на сайте ведомства, где также отмечается, что судно затонуло в течение 15 минут.

"По предварительным данным, из 132 членов экипажа — 32 жителя Сахалинской области, 38 — Приморского края, 2 — Камчатский край, 2 — Ставропольский край, 1 — Архангельская область, 1 — Нижегородская область, 1 — Калининградская область, 3 — Республика Крым, остальные — граждане других государств", — уточнили в СКР.

По данному факту Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". На месте затопления траулера работает следственно-оперативная группа, в ближайшее время планируется опросить членов экипажа.

"Сейчас следователи производят изъятие документов о техническом состоянии судна, документов на право выхода судна в рейс и других", — сообщила РИА Новости представитель Дальневосточного СУ на транспорте Оксана Полшакова. Кроме того, после размещения в больнице спасенных моряков следствие планирует провести с ними беседы, чтобы подробнее установить все обстоятельства происшествия. При этом будет учитываться их физическое и психическое состояние — как отмечается, опросы могут быть перенесены при неготовности пострадавших к разговору.

Читайте материал: Капитан затонувшего "Дальнего Востока" раньше попадался на нарушениях

В то же время главный редактор издания "Морской бюллетень" Михаил Войтенко подверг сомнению версию Следственного комитета о причинах гибели траулера — по его мнению, стремительность гибели "Дальнего Востока" исключает версию столкновения с препятствием, которую СКР назвал наиболее вероятной. "Я не знаю, откуда они эту версию выкопали и почему они за нее вцепились. Ну, какое там подводное препятствие в центре Охотского моря? Льдина? Ну, хорошо, столкнулись они с льдиной, пробоина, пошла вода, но судно не теряет остойчивость мгновенно, как только пробоина возникла, на это уходит время", — рассказал он в эфире радиостанции "Говорит Москва", уточнив, что столкновение с препятствием может привести к крушению судов, в которых есть большие помещения, например грузовых или паромов, траулер же разбит на множество отсеков. Кроме того, по его словам, в Охотском море нет многолетних льдов и айсбергов. При этом он выдвинул свою версию причины катастрофы - эксперт полагает, что трагедия могла быть связана с действиями экипажа в машинном отделении траулера. Войтенко подчеркнул, что суда такого типа очень надежны и рассчитаны для работы в экстремальных условиях. "Просто так суда такого типа не опрокидываются", — добавил он.

Между тем, в ГУ МЧС России по Камчатскому краю заявили, что возможными причинам крушения траулера "Дальний Восток" в Охотском море могли стать перегруз и порывистый ветер. "На нем третий помощник капитана судна озвучил версию о том, что судно подняло трал весом около 80 тонн, а второй опустило", – рассказал представитель ведомства, добавив, что из-за ветра на море вертолет не смог забрать спасенных моряков. По его словам, десять человек неконтактны.

Большой автономный траулер морозильного типа "Дальний Восток" затонул в ночь на 2 апреля в акватории Охотского моря в 330 км западнее поселка Крутогоровский (Камчатский край) и в 250 км южнее Магадана. По предварительным данным, на борту судна находились 78 россиян и 54 иностранца - 56 пассажиров и 76 членов экипажа. В их числе 78 россиян, 42 гражданина Мьянмы, пять граждан Вануату, трое латвийцев и четверо украинцев. Из них погибли 54 человека, 117 подняты из воды, остается неизвестной судьба 15 рыбаков. Состояние спасенных оценивается как тяжелое — все они получили сильное переохлаждение из-за того, что длительное время пробыли в холодной воде, температура которой не превышает нуля градусов.

Капитаном "Дальнего Востока" был 48-летний Александр Притоцкий - его называют одним из лучших капитанов на Дальнем Востоке и одним из рекордсменов по объемам улова. По предварительным данным, он и его старший помощник погибли. По словам спасенных членов экипажа, часть моряков, которых не удалось обнаружить, могла остаться в трюмах судна.

Как сообщается, кораблекрушение произошло во время работ по выборке 100-тонного невода. Начальник морского координационно-спасательного подцентра ФГУ "Администрация морского порта Петропавловск-Камчатский" Артур Рец рассказал, что траулер находился на минтаево-сельдевой путине, катастрофа произошла быстро и экипаж не успел подать сигнал SOS, только часть моряков успели сесть на спасательные плоты. Угрозы разлива топлива с затонувшего траулера нет, заявил в свою очередь представитель Дальневосточного регионального центра МЧС РФ, по словам которого, на борту судна имелось более 20 тонн топлива.

По словам судовладельца, "Дальний Восток" был в хорошем техническом состоянии. "Состояние судна было рабочее, оно было полностью подготовлено к выходу в море по всем параметрам. Траулер проходил ремонт в конце 2014 года, поэтому вопрос о том, что судно затонуло из-за технической неисправности, не стоит", — заявил представитель компании-судовладельца "Магеллан", где также сообщили, что окажут помощь семьям пострадавших и погибших в результате крушения.

Кроме того, оказать необходимую помощь семьям пострадавших и погибших моряков в Охотском море поручил Владимир Путин. "Президент в оперативном режиме с момента получения первых новостей информируется о ходе поисковой и спасательной операции. В целом, президент констатирует слаженную работу тех министерств и ведомств во главе с МЧС, которые задействованы в поисковых и спасательных работах, — заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, добавив, что глава государства дал ряд поручений министрам и губернаторам. - Президентом даны необходимые поручения министру МЧС, губернаторам Магаданской области и Сахалинской области по созданию всех необходимых условий для лечения и оказания помощи всем пострадавшим, которые будут доставлены в лечебные учреждения на территории областей. Также даны поручения по проработке вопроса об оказании необходимой материальной помощи семьям пострадавших, погибших моряков".

Штаб облкомиссии, созданный в связи с крушением траулера, возглавил недавно назначенный врио руководителя Сахалинской области Олег Кожемяко. "По поручению временно исполняющего губернатора в связи с произошедшей трагедией в Охотском море в Сахалинской области организована работа штаба областной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Кожемяко поставил задачу проводить заседания каждые три часа", — говорится в сообщении департамента информполитики региона.

"Все россияне, в большинстве, находились в спасательных жилетах, гидрокостюмах, чего нельзя сказать об иностранцах. Здесь и фактор способности к выживанию в непростых условиях", — заявил Кожемяко в эфире телеканала "Россия 24". По его словам, с семьями моряков с затонувшего траулера работают психологи. "Даны поручения министерству социальной защиты оказать необходимую поддержку, психологическую и социальную помощь. Организован штаб в офисе судовладельца, где также работают по всем вопросам, связанным с поддержкой семей. Сейчас у нас работает порядка 12 психологов. Штаб работает круглосуточно. В ближайшее время прибудет психолог из Дальневосточного регионального центра (МЧС РФ)", — сказал он.

Между тем, спасатели с вертолета обнаружили еще два плота с "Дальнего Востока".  "Пока неизвестно, есть ли там люди. Сейчас туда идут рыболовецкие суда, чтобы проверить, - пояснил представитель главка МЧС России по Камчатскому краю, добавив, что вертолет Ми-8 МЧС только сел в Магадане на дозаправку, потом будет решаться вопрос о его возвращении на место поисков. - На месте поисков начинает темнеть. Скорее всего, на месте крушения останутся рыболовные суда для попутного поиска, а активные работы на сегодня завершатся. Вертолет МЧС покинет место крушения. Он должен дозаправиться в Магадане и вернуться за моряками".

Корабли класса БАТМ представляют собой рыболовецкие суда, оснащенные морозильными установками для хранения больших объемов выловленой рыбы, а также оборудованием для ее первичной переработки Экипаж такого траулера обычно составляет 80−130 человек. Судна подобного типа составляли основу океанского рыболовецкого флота СССР и социалистических стран. Что касается, "Дальнего Востока", то он был построен по проекту 1288 (строительный номер 581) Черноморским ССЗ в Николаеве в 1989 году. Наибольшее водоизмещение траулера составляет 5720 тонн. В общей сложности по данному проекту с 1974 по 2011 год было построено 113 судов этого типа.

Стоит отметить, что крушение "Дальнего Востока" стало самой крупной морской трагедией в России с декабря 2011 года — тогда во время буксировки к Сахалину перевернулась и затонула буровая платформа "Кольская", в результате чего погибли 53 из 67 находившихся на ней человек.