Эксперт: По звуку из самописца A321 можно определить взрыв

Авиаэксперт, специалист по расшифровке «черных ящиков» объяснил «МК», чем может оказаться «посторонний звук» на речевом регистраторе лайнера

Межгосударственный авиационный комитет опубликовал первые данные «черных ящиков» разбившегося А321. Как выясняется, параметрический регистратор лайнера прекратил записывать данные на высоте 9400 метров. До этого же полет проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолета зарегистрировано не было. В то же время глава египетской комиссии по расследованию крушения А321 на Синае сообщил журналистам, что на последней секунде записи речевого регистратора слышен посторонний звук. Хотя и представитель Египта говорит, что природу звука еще предстоит установить, и российские представители расследовательской комиссии твердят, что пока «преждевременно утверждать, что звуки относятся к взрыву», после этих сообщений с новой силой заговорили о теракте на борту.

«МК» попросил авиаэксперта, специалиста по расшифровке «черных ящиков», работавшего в МАКе, объяснить, чем может быть этот «посторонний звук».

Авиаэксперт, специалист по расшифровке «черных ящиков» объяснил «МК», чем может оказаться «посторонний звук» на речевом регистраторе лайнера

— О чем может свидетельствовать то, что параметрический самописец прекратил записывать данные на высоте 9400 метров, а до этого полет проходил в штатном режиме?

— Значит, на этой высоте произошло некое событие, после чего на параметрический регистратор перестало подаваться электрическое напряжение. Все логично: параметрический самописец стоит в хвосте, если хвост отделяется, регистрация параметров прекращается.

— То есть взрыв на борту — единственное объяснение произошедшего?

— Необязательно. После получения всех этих данных комиссия в качестве приоритетных будет рассматривать две версии: взрыв либо разрушение конструкции воздушного судна по технической причине, я имею в виду износ металла.

Спасатели продолжают расследование крушения аэробуса А321 погибшего на Синайском полуострове

Спасатели продолжают расследование крушения аэробуса А321 погибшего на Синайском полуострове

Смотрите фотогалерею по теме

— Но ведь уже известно, что на записи речевого самописца слышен нехарактерный звук, а что это еще может быть, как не звук взрыва?

— Что это за звук, пока не уточняется. Но даже если регистратор и зафиксировал некий хлопок, это могло быть не только воздействие взрывного устройства. У самолета могла быть трещина, которая росла из полета в полет. Это как когда ломаешь алюминиевую проволочку: сперва она просто гнется, но в один момент просто разламывается. И в этом случае, если у самолета была взрывная разгерметизация, тоже может раздасться взрыв. Этот процесс можно сравнить с открыванием бутылки шампанского: внутри нее, как и в салоне самолета, одно давление, снаружи - другое. Когда пробка вылетает, раздается хлопок. Возможно, этот хлопок и записал речевой регистратор.

- А по этому звуку (допустим, это действительно хлопок), можно определить, какова его природа: было ли это взрывное устройство или же другое явление?

- Каждый звук имеет свои спектральные характеристики, это как пальцы в криминалистике. По этим характеристикам можно определить, что это за звук и откуда он распространился. Есть даже методики, которые позволяют определить место появления этого звука.

Лица горя: петербуржцы собрались почтить память погибших в крушении A321

Лица горя: петербуржцы собрались почтить память погибших в крушении A321

Смотрите фотогалерею по теме

- Это долгая процедура?

- Конечно. Нужно будет проводить эксперименты, записанный на речевом самописце с этого борта звук сравнивать с данными с других бортов, где были похожие ЧП и где причина трагедии ясна. Или делать реконструкцию.

- А у нас есть с чем сравнивать?

- Не могу сказать. В зарубежной практике расследования авиационных происшествий были случаи, когда по записанному на речевой самописец хлопку было установлено, что на борту сработало именно взрывное устройство. Но опять же это не единственный метод. Сейчас на обломках лайнера ищут следы поражающих веществ. Если их не найдут, тогда причины трагедии нужно искать в технических моментах.

- Можно ли ожидать, что на записи с речевых самописцев будут слова пилотов о ЧП, хоть одно?

- Нет, 9400 — это огромная высота. Люди умирают в секунду, они ничего не могут успеть сказать.

Представитель Росавиации прокомментировал крушение самолета в Египте

Смотрите видео по теме

Сюжет:

Авиакатастрофа в Египте

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26958 от 9 ноября 2015

Заголовок в газете: «По звуку можно определить взрыв»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру