Террористы из Бельгии не страшны российским АЭС, считают эксперты

«У нас есть рекомендации, как должен поступить директор ядерного центра, если его захватят»

Основной целью террористов в Бельгии должны были стать атомные электростанции. Об этом со ссылкой на свои источники в силовых структурах сообщила газета Derniere Heure. Братья – смертники Бакрауи, которые привели в действие бомбы в аэропорту и в метро Брюсселя, еще в декабре установили скрытую камеру перед домом руководителя бельгийской атомной программы. А следователи теперь связывают аварийную остановку одного из реакторов бельгийской АЭС «Дуль», которая случилась несколько месяцев назад, с диверсией, которую могли устроить террористы, слив масло из паровой турбины.

О том, насколько защищены российские атомные электростанции, мы поговорили с членом совета Центра экологической политики «Росатома» Валерием МЕНЬШИКОВЫМ и экспертом в области атомной энергетике Александром УВАРОВЫМ.

«У нас есть рекомендации, как должен поступить директор ядерного центра, если его захватят»

- Атомные электростанции в Бельгии – достаточно старые, соответствующие там и реакторы, - говорит Валерий Меньшиков. - В течение последних несколько лет не раз возникали проблемы с их работой и аварийными ситуациями. Сейчас идет большая дискуссия о возможности поставить их на ремонт. Для террористов атомные станции, несомненно, были важнейшей целью. На мой взгляд, их надо охранять более тщательно, чем резиденцию короля Бельгии.

- Могли террористы вызвать аварийную остановку одного из реакторов АЭС "Дуль" устроив утечку масла из паровой турбины?

- В Бельгии – старые энергоблоки. К ним и раньше постоянно возникали вопросы по состоянию корпуса, - говорит в свою очередь Александр Уваров. - За ними следили внимательно, на любой чих реагировали, реактор постоянно останавливали. Сейчас задним числом начинают рассуждать, а вдруг это происки террористов? Ну, даже если они и слили из паровой турбины масло, ну и что? Ни к чему страшному это привести не могло. Если честно, мне кажется, что сейчас просто пошел какой - то психоз.

На американских станциях были моменты, когда работники, недовольные условиями труда, совершали подобные действия. Руководство станции к таким вещам готово. Есть методика – «угроза со стороны работника», где прописано, чем конкретно может навредить работник, если он вдруг станет злоумышленником. И есть инструкции, как с этим бороться.

Гораздо интереснее, что они следили за директором исследовательского центра, где есть небольшой реактор. Скорее всего, террористы хотели его захватить, пройти с ним на территорию центра с целью похитить какой – то материал или устроить теракт. Как с этим бороться – у нас, например, есть соответствующие инструкции. Про бельгийцев сказать ничего не могу. У нас этот вариант бы не прошел. У нас есть соответствующие рекомендации, как должен поступить директор в подобной ситуации. Раскрывать их по известной причине я не могу.

- Сколько в России атомных станций?

- У нас в стране десять атомных станций, 35 работающих реакторов, один из них сейчас выходит на 100% - ую мощность. В общем, считается, что уже работают 35 реакторов, - говорит Валерий Меньшиков.

-Насколько хорошо они охраняются?

- Я вас уверяю, что охрана у АЭС очень жесткая. Во – первых, идет очень серьезный контроль на входе. На проходной установлена целая система, тщательно проверяется и личность всех входящих, и весь их багаж. Сами станции охраняются определенной вооруженной структурой. Есть очень продуманная система эшелонированной защиты, основанной на применении систем и барьеров на пути возможного выхода радиоактивных продуктов в окружающую среду.

Физическая защита атомных станций организована на очень высоком уровне. Регулярно на каждой атомной станции проходят противоаварийные тренировки, но на самом деле включается весь комплекс защиты.

Всегда после таких трагических событий, как в Бельгии, необходимо совершенствовать эту систему. Террористы – враги для всего цивилизованного мира. Враги – умные, они тоже совершенствуют свои методики и технологии нападения. Нам надо все время быть в разработках на несколько шагов впереди них.

- Насколько хорошо наши атомные электростанции защищены с воздуха?

- Тут для террористов меньше возможностей для маневров. При строительстве новых атомных станций вводилась система защиты от любых возможных падений самолетов, в том числе – и тяжелого класса. Есть, конечно, станции первого и второго поколения, где не возводились огромные бетонные оболочки, защищающие реакторный зал. Здесь надо применять другие, более усиленные средства защиты от угроз с воздуха.

А вообще, герметичная оболочка реакторного отделения выполнена из предварительно напряженного железобетона с внутренней облицовкой металлом, что позволяет выдерживать такие виды экстремальных внешних воздействий, как максимальное расчетное землетрясение интенсивностью 7 баллов, смерчи, ураганы, воздушные ударные волны.

- Может кто – то из посторонних вмешаться в управление АЭС?

- Может, потому что любая сложная система, а атомная станция – это суперсложная система, включают в себя автоматические механизмы управления, в том числе которые работают с комплексом вычислительной техники. Были случаи в Иране, когда они еще не подписали соглашение о прекращении наработок ядерного оружия и обогащении урана, когда внешнее вмешательство, условно говоря, международных хакеров, а на самом деле, сотрудников спецслужб, останавливали процесс обогащения в центрифуге. Эта ситуация говорит о том, что надо делать основательную защиту - и чисто программную, и дублирование важных объектов управления. У нас работают прекрасные программисты и защита в этом плане на достаточно высоком уровне.

- Авария, аналогичная той, что произошла в 1986 году на Чернобыльской АЭС, не может повториться?

- Долго циркулировала гипотеза, что атомная станция в Чернобыле была построена на сейсмическом разломе, это, мол, и стало причиной катастрофы. Государственная комиссия, сформированная для расследования причин катастрофы, возложила основную ответственность за неё на оперативный персонал и руководство ЧАЭС. В дело вмешались люди, находящиеся на руководящих постах, не понимающих специфики атомной отрасли. Нельзя было предпринимать некоторые действия по приказу, которые и привили к аварии.

В 1991 году комиссия Госатомнадзора СССР заново рассмотрела этот вопрос и пришла к заключению, что действия оперативного персонала приобрели катастрофические масштабы вследствие неудовлетворительной конструкции реактора. Было указано на недостатки проекта. Наложение этих двух серьезных факторов и привело к трагедии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27063 от 25 марта 2016

Заголовок в газете: «Террористы — враги умные, нам нужно быть на шаг впереди них»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру