«Вместо шасси убрали закрылки»: эксперты пояснили расшифровку переговоров на Ту-154

«Бывали такие случаи, когда вместо «закрылки-15» переключатель случайно ставили в положение «0»

28.12.2016 в 11:24, просмотров: 510670

Предварительные результаты расшифровки бортовых самописцев разбившегося под Сочи военного Ту-154Б-2 подвели черту в спорах о возможных причинах катастрофы. Уже первоначальные данные подтвердили версию ошибки пилотирования. Что именно понимается под этими выводами, «МК» пояснили наши эксперты – летчики, которые внимательно следят за ходом расследования.

«Вместо шасси убрали закрылки»: эксперты пояснили расшифровку переговоров на Ту-154

Официальных подтверждений данных расшифровки «черных ящиков» пока нет – прошло слишком мало времени, поэтому вся информация поступает исключительно со ссылкой на неназванные «источники» и специалистов «близких к следствию».

В частности, один источник утверждает: «Самолет, по предварительным данным, потерпел крушение из-за «сваливания» при недостаточной для взлета подъемной силе крыла. Закрылки Ту-154 сработали рассогласованно, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, и скорость не была достаточной для набора высоты. Причина, по которой закрылки могли сработать нештатно, пока не установлена».

«МК» на второй день после трагедии тоже писал, что версия о нештатной работе закрылков озвучивалась представителем Минтранса. Однако один из летчиков, более 10 лет пролетавший на Ту-154, рассказал, что на этом самолете установлена следящая система, которая контролирует выпуск и уборку закрылков. Другой наш эксперт, в прошлом так же пилот Ту-154, подтвердил его информацию, однако, учитывая новые данные – предварительную расшифровку «черных ящиков», развил эту тему более широко.

На Ту-154 рычаги, регулирующие положение шасси (справа) и закрылков (слева), находятся рядом. Чтобы убрать шасси и закрылки, требуются похожие действия: протянуть руку, потянуть рычаг и переместить вверх. Фото: Денис Окань

Он объяснил:

- Если происходит рассогласованный выпуск закрылков – один выходит быстрее, другой медленней, или заклинил по каким-то причинам – то заклинивший закрылок остается в том положении (оно измеряется в градусах) в котором и застрял. То есть система отрубает все электродвигатели, которые применяются для выпуска и уборки механизации (закрылков). При этом исправный закрылок эта следящая система выпускает, или убирает именно на тот самый угол, на котором остался заклинивший закрылок. У некоторых в связи с этим возник вопрос: а возможно ли, что разбившийся «Ту» был настолько старым, что не был оборудован такой системой? Нет. Я летал на этом самолете и могу сказать, что лишь на самых первых Ту-154 ее не было. Позже пошли самолеты с обозначениями Ту-154А, затем «А-1», «А-2», потом - Ту-154 Б и т.д. Последние модификация с обозначением «М». И на всех стояла эта система. Так почему-жеодин из членов экипажа в своих последних словах ругает закрылки? Думаю, он в этот момент как раз понял, что совершил ошибку.

фото: Иван Скрипалев

Далее наш эксперт поясняет:

- Переключатель уборки и выпуска закрылков находится в этом самолете выше лобового стекла кабины экипажа, чтобы и командир, и второй пилот могли до него дотянуться. Если пилотирует командир корабля, то механизацию выпускает второй пилот, если пилотирует второй пилот, то переключателем управляет уже командир. В переключателе есть такие пазы, где в трех различных положениях стопорится переключатель: «закрылки-15», «закрылки-28» и «закрылки-45». И вот когда командир рулит на взлете, он дает команду: «закрылки-28». Второй пилот ставит их во взлетное положение. Самолет (это, правда, зависит от полетного веса) отрывается от земли на скорости 270-290 км в час. Затем, когда ему требуется пересечь высоту 120 м и уйти выше, он разгоняется до скорости не менее 330 км в час и тогда дается команда на уборку механизации. То есть из положения «закрылки-28», их переключатель ставится в положение «закрылки-15». А самолет тем временем продолжает разгон. Но бывали такие случаи – особенно если болтанка в воздухе – когда вместо «закрылки-15» переключатель случайно, по ошибке, ставили в положение «0». Это, конечно, предположение, но вот представьте: с «28» закрылки сразу убираются на «0». А при этом скорость полета на «чистом крыле», то есть когда уже полностью убрана механизация, не обеспечена. В результате самолет выходит на критический угол атаки, при котором возможно сваливание в штопор. Если произошло что-то подобное, то это однозначно можно расценивать как ошибку экипажа.

Закрылки предназначены для придания крылу подъемной силы. Фото: Сергей Пугачев

Еще один наш эксперт-летчик описывает возможную ситуацию в кабине Ту-154 так:

- Если закрылки начали убираться не синхронно, то дело тут не в том, что недостаточно подъемной силы. Ее достаточно. Просто разница подъемных сил на левом и правом полукрыле приводит к тому, что интенсивно развивается угол крена. Если сразу же на это не среагировать, то дальше уже ничего не сделаешь, так как скорость растет и соответственно растет разница подъемных сил на полукрыльях и даже хода рулей уже не хватит для компенсации. Именно поэтому на всех самолетах устанавливают механизмы, которые ограничивают уборку механизации, если идет ее рассогласование. Однако, судя по расшифровке переговоров, которая появилась в СМИ, там, возможно все было еще хуже: пилоты вместо шасси убрали закрылки… И убились. В этом случае там вообще без вариантов…

P.S. 28 декабря в 10.00 на мемориальном кладбище в Москве состоялись похороны Оксаны Бадрутдиновой, помощницы директора департамента культуры Минобороны РФ Антона Губанкова.

Девушка стала первой опознанной жертвой авиакатастрофы. Она являлась госслужащей. В открытии полгода назад культурного центра на российской авиабазе Хмеймим в Сирии была ее большая заслуга. Оксана занималась организацией праздников и в Алеппо. Она планировала организовать для сирийских детей «голубой огонек».

Читайте комментарий эксперта, раскритиковавшего утечки по Ту-154: "Версия с закрылками сомнительна"

Крушение Ту-154 в Черном море. Хроника событий