Это же говорят бортпроводники.
- Как сезон отпусков, так редкий рейс курортного направления обходится без такого вот «весельчака», - признается 28-летняя Светлана, бортпроводница «Аэрофлота» с 5-летним стажем. - Лидируют Анталия, Кемер, Анапа и почему-то Челябинск, Иркутск и Екатеринбург. На Западе наши коллеги проходят обязательные курсы самообороны, а мы в принципе не имеем права применять к пассажирам физическую силу. В самых экстренных случаях только применить пластиковые наручники или запросить посадку по чрезвычайным обстоятельствам.
- Ведет ли ваша авиакомпания черные списки?
- Да, с 4 июня этого года вроде бы ведет. И человеку, однажды нахулиганившему на борту, откажут в перевозках на всех рейсах нашей авиакомпании в течение года.
- Бывает ли такое, что хулиганят трезвые пассажиры?
- Нет, я такого не припомню.
- А с момента запрета спиртного на борту спокойнее стало?
- Относительно. Раньше сначала большинство было пьяное, а потом все засыпали. А теперь большинство спокойное, но если уж кто-то один буйный, то фиг он заснет.
- Увы, пьяный скандал в ментальности россиян – долгожданный «выхлоп стресса», логическое продолжение банкета и предвкушение отпуска, - считает психолог Денис Токарь. - . Сначала «на дорожку» дома, потом по пути в аэропорт... А вот в салоне самолета вдруг стало нельзя! Вот и приходится сразу переходить ко второй части мероприятия – разборкам и скандалам. Когда в такие моменты нашего человека одергивают, его возмущению нет предела: он свое честно отработал, от отпуска до отпуска не пил - не матерился, а теперь летит на заслуженный отдых на свои кровные, за все уплачено, да и праздник на дворе, а ему опять расслабляться мешают, снова призывают к какому-то «порядку», которым он и в родной конторе наелся. И чего пристали, отдыхать же летим, не работать?!
- Русский человек, как пел Высоцкий, «если уж чего решил, то выпьет обязательно», - считает психиатр-криминалист Михаил Виноградов. - Нельзя на борту, значит надо начать дома, потом в такси, в аэропорту... Из-за запрета проносить и распивать спиртное на борту люди торопятся набраться до посадки, опустошают свои емкости со спиртным прямо перед пунктом досмотра, вот и заходят в самолет в неадекватном состоянии. У многих причина такого поведения — желание заглушить страх летать. Но все равно, я считаю, что правильно запрещать распитие на борту. А рост количества авиадебоширов может быть связан с общей стрессовой ситуацией в нашем обществе, с растущим чувством страха. Мое мнение: набравшихся вообще не пускать в самолет, а тех, кто хулиганит в воздухе, наказывать по полной программе — тюремным заключением. Ведь на отдых за рубеж летают люди не бедные, и многих из них штрафы не пугают, они даже готовы оплатить себе возможность побезобразничать в воздухе, выпустить накопившуюся агрессию, испытать этакий экстрим.
Напомним, что история российского авиадебоширства восходит к авиадебоширу-пионеру — пассажиру Кабалову, который 11 января 2013 года, летя с семьей на отдых в Египет и будучи изрядно навеселе, вел себя шумно, приставал к другим пассажирам, а также пытался закурить на борту. Попытки стюардов угомонить шалуна закончились тем, что Кабалов устроил драку и попытался прорваться в кабину пилотов. После приземления на египетской земле Кабалову удалось затеряться среди пассажиров, но вскоре он был объявлен в международный розыск. Почуяв неладное, авиадебошир не вернулся домой в Саратов, а уехал в Белоруссию. Откуда, по запросу российской стороны, был выдан родине.
А вот как все то же самое увидел СК РФ: «Сергей Кабалов, находясь в качестве пассажира на борту воздушного судна авиакомпании «Когалымавиа», выполнявшего рейс «Москва-Хургада», совершил действия, направленные на захват воздушного судна, сопряженные с применением насилия и с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, к членам экипажа и неопределенному кругу других пассажиров». Правда, в официальном сообщении СК РФ уточняется: «Однако преступный умысел Кабалова не был доведен до конца по не зависящим от него обстоятельствам, поскольку его агрессивные насильственные действия были пресечены членами экипажа воздушного судна, а его захват и угон предотвращены. От действий Сергея Кабалова пострадал бортпроводник этого самолета Денис Вафин, мужчина получил сотрясение головного мозга».
В ходе расследования над Кабаловым проводили столько допросов, очных ставок, показывали в новостях и ток-шоу, что российский авиадебошир №1 стал федеральной знаменитостью. На одном из слушаний своего многотомного дела пассажир Кабалов, обалдев от масштабности собственных злодеяний, прослезился и напомнил родному правосудию: «Я всего лишь простой саратовский мужик!». Но в итоге «простой мужик» загремел в колонию строгого режима на 3,5 года «за попытку угона воздушного судна и причинение вреда здоровью». А прокурор просил для него все 8,5 лет! Странно, что после этого кому-то еще хочется «выпускать пар» на борту!
Система наказания авиадебоширов:
- За мелкое хулиганство — штраф от 10 до 15 тысяч рублей или арест на 15 суток.
- За грубое нарушение на борту (явно выражающее неуважение к обществу с применением насилия) - от 300 до 500 тысяч рублей. Альтернативой этому может стать штраф, равный размеру заработной платы виновного за 2 или 3 года, либо обязательные исправительные работы на срок от 1 до 2 лет, либо принудительные работы сроком на 5 лет. Также статья за грубое хулиганство предусматривает лишение свободы сроком на 5 лет.
- Если «группа лиц действовала по предварительному сговору» (заранее договорилась «сообразить на троих» в аэропорту?) документ обещает такой компании штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или колонию до 7 лет.
А вот официальное предупреждение СК РФ: «Своими неадекватными и преступными действиями так называемые «воздушные дебоширы» создают реальную угрозу здоровью и безопасности пассажиров и подвергают опасности жизни всех, кто находится на борту воздушного судна. За подобные действия УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет».