В поселке хабаровской старухи-«людоедки» продолжают находить кости

Чем живет Березовка, где орудовала 80-летняя Софья Жукова

«Сладкие вы мои!» — обращается ко всем сидящим в зале суда из клетки 80-летняя жительница Хабаровского края Софья Жукова. Из уст бабушки-людоедки (так окрестили ее СМИ ) фраза звучит угрожающе.

Хабаровский суд начал процесс над пенсионеркой, «прославившейся» на всю страну своими страшными делами. Мы побывали в поселке Березовка, где жила и «пировала на костях» Сипатая (так ее прозвали местные жители) и где до сих пор находят человеческие останки.

Чем живет Березовка, где орудовала 80-летняя Софья Жукова
Фото: ЦНКиД поселка Березовка.

Соседи Жуковой на первое заседание не пришли, но собираются на второе, которое состоится 17 сентября. Они с ужасом вспоминают, как баба Соня заманивала их детей к себе (сравнивают ее с Бабой Ягой, съедающей деток). Однако региональное управление СК утверждает, что Жукова хоть и серийная убийца, но не каннибалка.

Березовка всего в 30 км от Хабаровска. Дом Софьи Жуковой расположен в центре, рядом с рынком и отделом полиции. Тут же и единственная в Березовке остановка общественного транспорта. Но «центр поселка» — это только звучит красиво. Кругом грязь, бедность и разруха. Покосившиеся крыши, облезлые детские площадки, разбитые дороги. Жизнь будто замерла здесь с советских времен — ничего нового практически не построили, а прежние дома и здания стареют и рассыпаются (и кажется, никто даже не думает их ремонтировать).

В этой гнетущей атмосфере некоторые проживают жизнь. Одни «спасаются» тяжелой работой, другие — пьянством. Так что, когда в Березовке стали пропадать люди, никто особо не насторожился. В бедности вообще обычно до других дела нет. К тому же если вдруг сосед исчез, приятнее надеяться, что он просто отправился на поиски новой лучшей жизни. Тем более что рядом и Китай, и Корея, куда многие уезжают на заработки.

Жители Березовки называют разные цифры пропавших за последнее время — от 6 до 12 человек. Сколько в реальности исчезло людей — не скажут даже в полиции. Почему? Потому что в Березовке живет много одиноких, о ком в принципе никто не вспомнит.

Вот, к примеру, история 83-летней Нины Бабенковой, которая ушла гулять с собакой в сентябре 2017 года и не вернулась. Пса потом обнаружили в лесополосе живым и почти здоровым (у отощавшего животного на шее была странная капроновая лента). А от бабушки остался только череп…

В Березовке я оказалась в 6 утра. Поселок уже не спал: из одних окон доносились запахи нехитрых завтраков, из других — совсем неприятные звуки, отголоски вечерних попоек. Местные жители выходят из своих домов, чтобы прогулять собак. Именно псы первыми нашли следы деятельности убийцы.

— Собаки таскали человеческую руку, а дети, возвращавшиеся из школы, это заметили, — рассказывает Марина. — Это во-он там было, около этой помойки…

Около дома 2 по улице Квартал 40-летия Победы, где жила Жукова, расположена помойка, состоящая из нескольких железных бачков (за забором — красивый коттедж, который в этом месте смотрится довольно дико).

— Да-да, именно тут нашли руку, а ее не с чем не спутаешь, — говорит другой местный житель, Михаил. — Дети закричали, родители сбежались… После этого полиция начала поиски других частей тела. Их нашли в мусорке и под теплотрассой. Но что именно это было — не скажу. Мы уже этого не видели.

Следствие выяснило, что части тела принадлежали приезжему с Украины 52-летнему Василию Шляхтичу (при жизни его дактилоскопировали — это и помогло установить личность по отпечаткам пальцев руки). Василий работал дворником в Березовке, а у бабы Любы снимал комнату.

Софью Жукову заподозрили первой. Во время обыска в квартире у нее нашли следы крови жертвы и топор. Самое страшное — сообщили, что в холодильнике у бабушки лежали человеческие останки. После этого как раз и окрестили Жукову людоедкой.

В этих мусорных баках по частям находили дворника Василия.

Старушка в убийстве, к слову, сразу созналась. А потом выяснилось, что ее жертвами стали еще как минимум двое, в том числе ребенок…

— Мы установили причастность Жуковой к убийству трех человек, — говорит старший помощник руководителя управления СУ СК по Хабаровскому краю, майор юстиции Илья Гудков.

По данным следствия, первое убийство Жукова совершила в 2005 году. Тогда она расправилась с 8-летней девочкой, которая проживала с ней по соседству. Убила, а фрагменты тела выбросила.

Второе убийство произошло в марте 2013 года. Тогда Жукова расправилась с 77-летней знакомой, которая временно проживала в ее квартире (свое старое жилье продала и собралась купить новый дом). Ну а третьим был дворник Василий. Это — официально. А неофициально?..

В СК просят не нагнетать и не приписывать бабе Соне «лишнего». К слову, следствие изначально возбудило уголовное дело по двум статьям: ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство») и ч. 1 ст. 244 УК РФ («Надругательство над телами умерших»). Именно этот состав и дошел до суда.

«Детей постоянно звала на чай»

Изучаю съемку следственного эксперимента. Довольно высокая, плотного телосложения, с крепкими руками, коротко стриженная баба Соня для своих 80 лет, надо признать, выглядит неплохо. Но не такая уж она великанша, как ее описывали СМИ. К слову, в СК опровергли слухи про то, что она якобы во время задержания разбросала пятерых оперативников:

— Не было такого! Это все народные фантазии. Но пенсионерка ведет себя вызывающе, выражается грубо и нецензурно…

Местные жители запомнили ее все же как мощную женщину, которая одной рукой поднимала тяжести (радиатор как-то тащила). Рассказывают, что трудилась она всю жизнь на тяжелых работах: на стройке, на свиноферме, на тепличнике.

— Дерзкая она была… — говорит Михаил.

Мы стоим с ним и еще одним соседом около подъезда №3, где жила баба Соня. Сам подъезд выглядит жутко. Дверь похожа на проход в ад, а не в жилой дом: вся облупленная, ржавая. Бетонные ступеньки раскололись и осыпались. Козырек прогнил. Лучшего антуража для обители «людоедки» и не подберешь.

— Вот она отожгла так отожгла! — закуривает сигаретку сосед, сидя на корточках.

— А я ожидал от нее чего-то такого с самого начала, — перебивает Михаил. — Это ведь я ей кличку дал — Сипатая. Она хрипела, а не говорила. Мы с ней конфликтовали часто. Обычно из-за того, что я с балкона хлам какой-то выбрасываю, а ей это не нравилось…

По словам Михаила, однажды опасная баба Соня своей палкой побила другую старушку, которая кормила бездомных котят. Но больше всего Сипатая не любила детей. И вот как раз жертвой этой ненависти стала второклассница Машенька (имя изменено), которая пропала 14 лет назад. Местные жители помнят, как искали девочку…

— Я с бабой Соней жила на одном этаже, — рассказывает 16-летняя Катя. — Мы и подумать не могли, что это она могла сделать… Но вообще она, конечно, странная была. Когда видела меня с моим парнем, говорила: «Бросай его, не ходи с ним!» А потом выяснилось, что она его к себе звала в гости. Зачем?! Он сказал, что типа чаю попить. Не пошел, конечно. А если бы пошел — не известно, чем бы все закончилось… Она и детей с площадки в гости к себе на чай постоянно звала. Я сама слышала. Но дети, слава богу, никогда не ходили. Я, по крайней мере, ни разу не видела. Может, это после случая, когда одна девочка из подъезда пропала. Это давно случилось, еще до нашего переезда. Но мы слышали, что тогда ее все искали. Однако исчезновение девочки никто не связывал с Жуковой.

— Изначально в убийстве заподозрили двух молодых людей, — рассказывает еще одна соседка опасной бабы Сони. — Они нашли и подобрали мобильник пропавшей девочки. Парней продержали в СИЗО несколько месяцев ни за что, но потом вроде выпустили.

Выпустили ли? Мы отправили редакционный запрос в СК — ждем ответа.

Сосед Михаил рассказывает обозревателю «МК», почему дал пенсионерке кличку Сипатая.

«Как это не собиралась?!»

— В какой-то момент я перестал с бабой Соней ругаться, — вздыхает Михаил. — Чуйка, наверное. А то бы и из меня суп сварила…

По поводу супа — вроде как вопрос спорный. Сотрудница пресс-службы СУ СКР по Хабаровскому краю Галина Трофимова заявила, что своих жертв Софья Жукова не ела и не собиралась.

— А вообще откуда у вас информация про людоедство? — спрашивает старший помощник руководителя управления СУ СК по Хабаровскому краю, майор юстиции Илья Гудков. — Она убивала и расчленяла, это было. Но вот чтобы ела… Нет, этого не было.

Надо сказать, что именно правоохранители первыми заявили СМИ (но неофициально), что Софья Жукова могла быть людоедкой.

— Как это не ела и не собиралась?! — возмущается Михаил. — Когда были обыски, останки в холодильнике нашли. И на следственном эксперименте Сипатая показывала…

Так ела или нет?

Доказать каннибализм сложно. Тут даже психиатрическая судмедэкспертиза не поможет. К слову, ее для Софьи Жуковой уже провели, причем стационарную. Результат: баба Соня совершенно вменяема. Но в колониях для пожизненно осужденных я встречала несколько людоедов, которые также были признаны в свое время вменяемыми.

Пензенский людоед Александр Бычков (отбывает пожизненный срок в «Вологодском пятаке») мне рассказывал, как пришел к каннибализму — объяснял он это тем, что «в первый раз я сильно пьяный и сильно злой был».

Другие людоеды, как оказывалось, тоже говорили о «пьяни и злости». Софья Жукова, выходит, вполне могла.

Баба Соня на суде признаваться в этом отказывается наотрез. А на нет в этом случае и суда нет.

СИЗО с видом на «Счастье»

Единственный (он и для мужчин, и для женщин, и для несовершеннолетних) СИЗО №1 в Хабаровске расположен на бывшей улице Тюремной. Прямо напротив — огромный торговый центр под названием «Счастье». Так что из окон камер заключенные видят надпись большими буквами. Но сотрудников регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний напрягает не это, а то, что близость СИЗО и ТЦ может увеличить опасность побега.

— Краевое УФСИН обратилось в суд и потребовало от застройщика снести торговый центр, — говорит представитель ведомства Дмитрий. — Изначально мы были против возведения объекта в такой близости от СИЗО. Это ведь создает угрозу функционированию изолятора. Арбитражный суд встал на сторону УФСИН, признал «Счастье» самовольной постройкой, обязал снести здание. Но администрация Хабаровска подала встречный иск. В общем, судьба «Счастья» все еще на волоске…

Пока же из своей камеры на торговый центр ежедневно смотрит баба Соня.

Софью Жукову задержали в феврале 2019 года — с тех пор она здесь. Суд избрал, несмотря на возраст и болезни, самую жесткую меру пресечения — заключение под стражу. Надо сказать, что это тот случай, когда спорить даже правозащитники не стали. Пенсионерка считается особо опасной (как ни странно это звучит) преступницей, серийной убийцей. Оставшись на свободе, даже без загранпаспорта она могла бы легко «раствориться». Дело в том, что из Хабаровска на теплоходике или катере (где у пассажира не требуют никаких документов) можно за два часа добраться до Китая. А там, как говорится, ищи-свищи.

С тех пор как бабу Соню задержали, прошло полгода.

Хабаровские СМИ писали, что сидит она в «одиночке», потому что избила своей тростью одну из сокамерниц.

— Это не совсем так, — говорит Дмитрий Баданин. — Трость ей действительно сначала разрешили иметь в камере, но потом надобность в ней отпала, и сейчас она на хранении. Жукова не использовала ее в качестве оружия. Никаких нарушений правил распорядка не зафиксировано, в карцере она не была. Сидит вместе с двумя сокамерницами, жалоб на нее от них не поступало.

«Можете себе представить девочку в роли серийного убийцы? Жуть? Вот так и с бабушкой. Дети и старики совсем не ассоциируются с маньяками», - эти слова принадлежат одному хабаровскому журналисту (имя он просил не называть), который признался, что после расследования преступлений бабы Сони вынужден был обратиться к психологу: пропал сон, появились панические атаки.

Софья Жукова оказалась женщиной неглупой — и, оценив перспективы провести остаток дней в тюрьме, на первом заседании суда отказалась от своих первоначальных признаний в убийстве девочки и знакомой старушки.

— Дворника убила, это да. Он меня насиловал. Что оставалось делать? Остальное не мое.

Во время судебного процесса баба Соня вступила в перепалку с матерью 8-летней девочки: «Пьянь!» — «Бесстыжая!» — «Зверь дикий»…

На этом суде выяснились детали. Девочка жила с папой и дедушкой в Березовке. Мать работала и снимала комнату в селе Нагорном и девочку забирала к себе только на каникулы. Училась малышка в школе в Березовке. Квартира, в которой она жила у папы, находится на одной лестничной площадке с квартирой Софьи Жуковой. Однако бабу Соню в убийстве девочки не стали подозревать. Более того, Жукова пыталась донести до следствия, что в пропаже девочки якобы виноваты ее родители. Не знаю как для вас, но для меня это показатель.

Из Березовки я уезжала с тяжелым чувством. Жители буднично выбрасывают мусор на ту самую помойку. Собачники спокойно рассказывают, что их псы время от времени продолжают находить кости, похожие на человеческие. Бабу Соню уже забывают (хотя признают, что после ее ареста перестали пропадать люди).

Страшно ли жить в месте, где орудовала эта старушка маньячка? Нет, отвечают, не страшно. Страшно без работы остаться, и страшно, если Амур все затопит.

А в квартире бабы Сони кто-то поменял дверь. Соседи думают, что сыновья Жуковой, пока она в СИЗО, жилье продали. Жизнь в депрессивном местечке продолжается...

Читайте также: Звезда культового фильма «Ты у меня одна» разбился в ДТП

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28073 от 12 сентября 2019

Заголовок в газете: Одна бабка съела...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру