Напомним, в результате авиакатастрофы погибли 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Через месяц МАК публиковал промежуточный отчет экспертов, где в качестве одной из возможных причин называлась ошибка пилотов.
Теперь эксперты это окончательно подтвердили.
МАК приводит подробности происходящего в кабине пилотов.
При приземлении был отключен автопилот, но почему именно пилот это сделал, экспертам доподлинно установить не удалось. Они полагают, что это могло быть связано с усилившейся турбулентностью.
«Началом развития особой ситуации можно считать момент начала ухода на второй круг. С этого момента командир судна начал совершать ошибки и неадекватные действия, он перестал быть лидером», — говорится в отчете.
Эксперты отмечают, что реплики, которые подавал командир, не являлись командами. Это, по их мнению, доказывает его «неоптимальное» психоэмоциональное состояние.
Перед крушением командир впал в ступор и не обращал внимание на подсказки второго пилота, которые как считают специалисты, были правильными. В результате экипаж потерял контроль за параметрами полета.
Среди факторов, спровоцировавших авиакатастрофу, эксперты назвали недостаточную подготовку командира экипажа, возможную усталость летчиков и турбулентность.
- Основная причина — это переработка, нарушение труда и отдыха пилотов, - считает Сальников. - Это был, насколько я помню, уже седьмой или восьмой день работы этого экипажа и третья ночь подряд, - У любого человека без нормального ночного сна притупляются все мыслительные, двигательные процессы. Командир и второй пилот, по большому счету, спали, поэтому и были такие неадекватные действия.
Правильно, по мнению Сальникова, было принять решение не продолжать кружить над аэропортом, ожидая погоды, а уйти на запасной аэродром - в Краснодар, Волгоград, Сочи.
- Почему пилоты этого не сделали? Не догадались с недосыпа?
- Экономические причины во всем мире довлеют сейчас над летчиками, - говорит Сальников. - Любая посадка на запасном аэродроме - это как минимум 20 тысяч долларов, которые авиакомпания должна заплатить за одну только посадку и обслуживание самолета. А если пассажиров еще нужно размещать в гостинице, сами понимаете, еще затраты.
- Зачем они могли отключить автопилот?
- Эта катастрофа очень похожа на ту, что была до этого в Казани. И это связано с особенностями самолета. Все полеты, как правило, производятся в автоматическом режиме, то есть самолетом управляет автопилот. На посадку в Ростове-на Дону пилоты тоже сначала заходили в автоматическом режиме, но заход не удался. И также в автоматическом режиме они стали уходить на второй круг. Это значит: нажимается кнопка, двигатели выходят на взлетный режим, самолет переходит в набор высоты - поднимает нос. Но до этого самолет уже выполнял заход на посадку — были выпущены шасси, закрылки, предкрылки. А когда они в выпущенном положении, есть предел скорости, чтобы они не оторвались, не сломались. Но двигатели находятся на максимальном режиме, а самолет легкий. При этом автопилот все больше и больше задирает его нос. В Ростове-на-Дону, насколько я помню, высота полета на втором круге 900 метров. Есть вероятность превысить эту высоту, но экипаж должен выдерживать ее, чтобы не столкнуться с другим самолетом.
Для того, чтобы остановить крутой набор высоты, отключают автопилот.
Но когда автопилот отключается, автоматически не отключается автомат тяги — это тоже компьютер, который управляет режимом работы двигателей. Надо было выполнить двойное действие: одной кнопкой отключить автопилот, а второй - автомат тяги. И вручную уменьшить тягу. Иначе самолет из крутого набора высоты очень быстро переходит в горизонтальный полет, а потом резко в снижение, практически пикирует. В таких случаях летчики начинают тянуть штурвал полностью на себя. Но независимо от того, в каком режиме производится полет — в ручном или автоматическом, - есть автомат, который как бы оценивает действия летчиков и с небольшой задержкой начинает снижать нагрузку на штурвал. И когда самолет из набора высоты резко переходит к снижению, пилотам необходимо производить обратное действие, чтобы исправить положение. Но 900 метров - это маленькая высота для такого самолета. И — вот она, земля.
- В отчете указывается на недостаточную подготовку экипажа, что вы об этом думаете?
- Командир был опытный, с высоким налетом. Второй пилот — тоже. Но в связи с тем, что они работали третью ночь подряд, явно потеряли концентрацию.