Экстренная посадка самолета в Перми: случайность или закономерность

Очередное авиапроисшествие в России 4 января озадачило наших экспертов: «Пассажирам сказали про отказ навигации, но на деле всё может быть серьезнее»

В субботу, 4 января, утром самолет Airbus-320 авиакомпании Red Wings, на борту которого было 180 пассажиров и шесть членов экипажа, следовавший из Тюмени в Санкт-Петербург, экстренно сел в Перми. Никто из находившихся на борту, не пострадал. По предварительной информации, причиной экстренной посадки послужил отказ навигационного оборудования самолета.

Очередное авиапроисшествие в России 4 января озадачило наших экспертов: «Пассажирам сказали про отказ навигации, но на деле всё может быть серьезнее»

Что это за навигационное оборудование? Какие проблемы с ним могли возникнуть? Можно ли считать это серьезной предпосылкой к лётному происшествию? И правильно ли поступили летчики в данной ситуации, экстренно посадив самолет на другом аэродроме? Обо всем этом «МК» рассказал авиационный эксперт, пилот с 45-летним стажем Владимир САЛЬНИКОВ:

- Все современные самолеты оборудованы компьютерами. Для навигации их используется два. Это так называемые Flight Management System (FMS). В них заложена база данных маршрутов полета авиакомпани, либо маршрутов по всему миру. В данном случае можно предположить, что из строя вышли и одна, и другая системы FMS, в результате чего у летчиков на дисплеях исчезли данные о маршруте полета.

На первый взгляд, вроде бы ничего страшного, но нынешнее поколение летчиков учат летать исключительно по этим данным в автоматическом режиме. У нас, летчиков, которые начинали летать еще в советские времена, не было таких компьютеров. Курс полета на Ту-134, Ту-154, Ил-62, Як-40 и других советских самолетах, мы прокладывали вручную с помощью специальных приборов.

Перед тем как лететь, на карте прокладывался маршрут. Летчик его запоминал. Мы рисовали себе «полетки» - такие небольшие бумажные подсказки: где какие зоны, какие курсы, магнитные склонения, какой ветер… На самолете имелись приборы, которые получали сигнал от радиостанций, установленных на земле, чтобы лететь по маршруту от одной радиостанции до другой.

Теперь все это в прошлом. Так что в данном случае (конечно, при условии, что все остальные системы самолета работали нормально), летчики могли бы даже не производить посадку, а довести лайнер до места назначения старым дедовским способом. Резервов для этого на каждом самолете полно! Они могли лететь дальше, используя эти самые радиомагнитные точки на земле, проложив маршрут с помощью радиокомпаса, который есть на всех самолетах. Но просто летчики этого теперь не умеют делать, так как их этому сейчас не учат.

Я в последнее время, летая на Суперджете, мог довести своего второго пилота чуть ли не до состояния нервного срыва, когда просто-напросто даже не выключал FMS, а лишь закрывал экран газетой и говорил: «У тебя произошел отказ FMS, выполняй полет дальше по резервным приборам и карте». Карты, кстати, до сих пор имеются на каждом борту. И я наблюдал, как в этой ситуации вторые пилоты частенько начинали потеть, заикаться, не понимая, что делать и как себя вести.

Думаю, что в данном случае произошло что-то подобное. Хотя можно предположить, что произошел какой-то и более сложный отказ. Однако чтобы никого не пугать, объявили, дескать, случился отказ навигационной системы. Иногда, конечно, бывает, что одна FMS-ка отказывает, но другая-то все равно работает? Тем более летчики с собой часто планшеты и другие гаджеты носят.

Но если действительно случился отказ навигационной системы, это нельзя считать серьезной проблемой, которая могла бы принципиально повлиять на безопасность полета. Однако уметь правильно действовать в такой ситуации – очень важно.

Вот, к примеру, самолет летит через Атлантику в Нью-Йорк. Летит над океаном. И происходит такой вот отказ навигационных систем. А ближе, чем Нью-Йорк, нет никакого запасного аэродрома, на который ты мог бы сесть. В этом случае пилоты вынуждены использовать все самолетные и человеческие резервы, чтобы безопасно завершить полет. Именно поэтому, считаю, нельзя пренебрегать такими навыками при обучении современных пилотов. И каждый подобный случай с экстренной посадкой – очередное этому напоминание.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру