Секретная трагедия: грузовик обрушил московский мост на троллейбус

ДТП унесло жизни шестерых пассажиров

Полвека минуло с того дня, когда в Москве произошла уникальная по своей трагической случайности дорожная авария. На Дмитровском шоссе грузовик врезался в путепровод железной дороги и обрушил часть конструкций его пролета. Огромная металлическая балка упала прямо на проезжавший в этот момент под мостом рейсовый троллейбус.

ДТП унесло жизни шестерых пассажиров

Информацию о том дорожно-транспортном происшествии пришлось собирать буквально по крупицам: кто-то что-то слышал, кому-то о чем-то рассказывали… Были несовпадения фактологические — дата, место ЧП, а в некоторых случаях доводилось сталкиваться даже со скептическими замечаниями: случился ли такой ужас на самом деле или все это досужая людская молва?

Однако удалось все-таки отыскать несколько заслуживающих доверия свидетельств, благодаря которым можно констатировать: инцидент с обрушившимся на троллейбус мостом действительно имел место.

Случилось это днем 30 мая 1973 года на Дмитровском шоссе, там, где возле платформы Дмитровская его пересекает по путепроводу железная дорога Рижского направления. Сейчас рядом находится еще станция метро «Дмитровская», но в ту пору ее даже не начинали строить.

— Об этом случае у нас, троллейбусников, тогда говорили, хотя и без конкретики, — вспоминает один из ветеранов, бывший водитель троллейбуса Павел Волин. — Даже внеочередное собрание, посвященное технике безопасности, начальство нашего парка тогда провело. Хотя какая уж в той ситуации с внезапно рухнувшим на рейсовую машину мостом техника безопасности! Это ж беспрецедентный случай, и водитель в любом случае избежать его не смог бы. Еще помню, кто-то из ребят спросил у начальства, проводившего инструктаж: много ли людей пострадало там, на Дмитровском? Инженер ответил, что по имеющейся у него официальной информации жертв не было, лишь несколько пассажиров получили травмы. А потом добавил — с нажимом в голосе, — что всех нас просят насчет этой аварии нигде не распространяться. Оно и понятно: в те годы такие «страсти-мордасти» в Советском Союзе не афишировали. Газеты о происшедшем ничего не написали.

Автору этих строк удалось отыскать рассказ одного из очевидцев трагедии:

«Я тогда еще ребенком был… Вместе с отцом в этом самом троллейбусе ехали из школы. Был день окончания 1-го класса. Хорошо, что мы сидели в передней части салона. Панелевоз на базе автомашины «КрАЗ» зацепил балку. Балка упала на троллейбус…

Было так. Подъезжаем под мост, там как обычно клацают штанги на воздушных стрелках контактной сети… Вдруг — страшный грохот, осколки, крики. Я, кажется, даже видел выпадающую балку. Троллейбус успел протащиться еще несколько метров, балка упала на заднюю часть. Еще падали висевшие на мосту транспаранты — «Слава КПСС», кажется…

Жертвы как раз были. Погибло 6 человек, в том числе один военный — молодой капитан. Сначала он сидел в передней части салона, а потом уступил кому-то место и перешел в заднюю часть, там как раз была стоячая площадка. Были и раненые. Сколько, я не знаю. Отец попытался меня закрыть собой…

Вышли — женский плач, крики, мат. Стоит пыль. Со стройки, что была рядом, прямо против движения выехал автокран «МАЗ»: крановщик увидел происшествие, прекратил работу, «сложился» (опустил стрелу на упоры. — А.Д.) и поехал попытаться чем-то помочь. До сих пор, когда проезжаю за рулем своего автомобиля под этим мостом, иногда становится не по себе…»

О той забытой трагедии на Дмитровке мы поговорили со специалистом по истории транспорта Михаилом Егоровым.

— В сообщениях некоторых авторов относительно этого происшествия есть упоминания, что ситуация на самом деле сложилась еще более драматическая. Мол, как раз в момент тарана по путепроводу двигалась электричка…

— Уверен, что никакого поезда там быть не могло. Иначе последствия аварии были бы куда более серьезными. Ведь в результате сильного удара и вызванного им сдвига одного из пролетов железнодорожного моста состав, находившийся на нем, неминуемо сошел бы с рельсов. А вслед за тем вагоны могли рухнуть вниз, на шоссе. Представляете, какая куча изуродованных конструкций там бы образовалась? А сколько было бы жертв!

В качестве подтверждения своих слов напомню историю другой катастрофы. В 1983 году на Волге под Ульяновском теплоход «Александр Суворов» из-за допущенной ошибки пошел не под тем пролетом железнодорожного моста и врезался в его конструкции. Там как раз совпало, что в момент тарана по мосту шел грузовой состав. Часть вагонов его сошла с рельсов, их груз полетел вниз. Сами вагоны спасло от падения в реку лишь наличие у моста мощных верхних ферм, которые их задержали. А на Дмитровском путепроводе таких ферм нет.

— Насколько уникален дорожный инцидент, случившийся 30 мая 1973-го у платформы Дмитровская?

— Самое удивительное, что именно с этим железнодорожным путепроводом над Дмитровским шоссе уже происходило нечто подобное. В собранных мною материалах из истории московского транспорта есть упоминание о ЧП, случившемся в 1958 году. Тогда тоже грузовик, проезжавший по шоссе, случайно задел пролетное строение и сдвинул его. Правда, до обрушения конструкции дело не дошло. Так вот, в тот раз авария случилась «под носом» у движущегося поезда. Однако машинист паровоза показал себя молодцом: увидев, что мост впереди поврежден, он успел затормозить. Поэтому пострадавших в том инциденте не было. Если не считать самого моста. Но его, судя по всему, довольно быстро починили.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру