"Волна могла заблокировать капитана в рубке"

В каждой трагической истории есть место подвигу

11.07.2011 в 16:48, просмотров: 41735

“МК” удалось пообщаться с человеком, благодаря которому 80 человек при крушении электрохода “Булгария” остались живы. Роман Лизалин — капитан судна “Арабелла” — не слишком охотно общается с журналистами, но для корреспондента “МК” сделал исключение.

Капитан «Арабеллы» Роман Лизалин стал настоящим героем.

Роману Лизалину 30 лет. В 2006 году он окончил Волжскую государственную академию водного транспорта, до этого отучился в Казанском речном техникуме. Начинал помощником капитана в Москве на туристическом четырехпалубном судне. Капитаном корабля трудится третий год, а “Арабеллу” возглавил этой весной.

— Мы своевременно спустили шлюпки на воду. Члены экипажа действовали превосходно, все делали четко. Все понимали, что счет времени идет на секунды. Нам активно помогали туристы, отдыхавшие у нас на борту. Равнодушным не был ни один человек!

— Вам удалось лично пообщаться со спасенными людьми?

— Допрашивать никого желания не было, состояние людей было ужасное. Единственное, от спасенных членов экипажа “Булгарии” удалось узнать, что судно сначала было опрокинуто сильным порывом ветра из-за уже имевшегося крена на правый борт. Так это или нет, будут выяснять следователи.

Характерно, что профессиональные спасатели МЧС на место крушения не успели. Герой дня Роман Лизалин не слишком многословен, зато участники спасательной операции до сих пор не скрывают своих эмоций. “Мы быстро подплыли к месту происшествия. Я увидела людей в воде — в спасательных жилетах и без. Многие просто не успели их надеть, — вспоминает пассажирка “Арабеллы” Светлана. — Экипаж “Булгарии” успел надуть два спасательных плота, на них тоже было много людей. Экипаж нашего корабля среагировал моментально! Срочно на воду было спущено 4 спасательные шлюпки, а также моторная лодка. Капитан корабля догадался прицепить шлюпки к моторке, так они быстрее передвигались. Если бы шлюпки управлялись гребцами, спасти удалось бы меньше людей! Шлюпки сделали по акватории несколько кругов. Умелому руководству, выдержке и профессионализму нашего капитана и членов команды люди обязаны своим спасением! “

По словам Светланы, двоих спасенных — маму и дочь — они с мужем приютили у себя в каюте, напоили чаем. “Дочка не слишком сильно пострадала. Она успела надеть жилет, у нее было шоковое состояние. Мать, видимо, наглоталась разлившегося топлива, ее тошнило, было очень низкое давление. Теперь обе в республиканской клинической больнице. Среди спасенных было много раненых, людей в крови. Кто-то, помню, голосил, что потерял дочь и сына под водой. Это очень страшно…”

Местонахождение капитана “Булгарии” Александра Островского к понедельнику так и не было известно. Вместе с ним пропавшими без вести числились его жена и двое детей-школьников. Островскому было 55 лет. По словам директора речного порта Казани Рашида Сафина, Александр был опытным специалистом, в Казанском речном порту он проработал более 20 лет. В тот момент, когда судно пошло ко дну, по расписанию была как раз капитанская вахта, так что Александр Островский должен был сам стоять у штурвала. Возможно, волна заблокировала его в капитанской рубке. Капитан-наставник ОАО “СК “Татфлот” Адель Заппаров лично знал Островского и рассказал о нем “МК”.

— Это был прекрасный специалист, опытнейший механик, грамотный капитан. Мы с ним много общались, лет 10 назад даже вместе перегоняли судно на Кипр.

— Островский мог что-то не знать на своем нынешнем маршруте?

— Это совершенно исключено! Он знал маршрут, все заходы как свои пять пальцев. Прекрасно разбирался и в устройстве “Булгарии”. Я считаю, что причиной крушения стал износ судна, чрезмерная его эксплуатация судоходной компанией. Также не исключено, что судно пробилось. Потому что на выходе из Булгар очень много пеньков. Так вот, судно, напоровшись, могло еще проехаться немножко, минут десять, выйти на глубину и затонуть.

Если Островский погиб, основная вина за случившееся ляжет скорее всего на плечи 75-летнего старпома Владимира Назарова. Он, кстати, долгое время был капитаном дизель-электрохода “Советский Союз”, но в последние годы подрабатывал на “Булгарии”. Неофициально — в таком возрасте нельзя занимать такой пост. К тому же знающие люди говорят, что у Назарова после смерти супруги (он похоронил жену в 2006-м) обострились дурные привычки. Это косвенно подтверждает и рассказ директора ресторана Марины Пегасовой (кстати, на судне она работала нелегально). До крушения она жаловалась мужу, что среди матросов много пьющих. И не последнюю роль в их посиделках играл Назаров. Кстати, и пассажиры “Булгарии” не раз жаловались на подвыпивших матросов.

Конечно, с матросов спрос небольшой, они — мальчишки. 26-летний Илья Шушков, помощник моториста, — легкомысленный парень, любит девушек, на его страничке в Интернете статус “в активном поиске”. К счастью, этот поиск продолжится — Илье удалось спастись. Как и электромеханику Василию Байрашеву. Он совсем пацан, 18 июня сдал госэкзамен и окончил речное училище. Конечно, мальчишкам охота покуролесить. Но о чем думали их шефы, “речные волки”? Увы, явно не о том, чтобы обезопасить корабль и пассажиров от возможных случайностей.

Гибель "Булгарии". Хроника событий