Рожденный править летать не должен?

Губернаторов губит несерьезное отношение к вертолетам

11.05.2009 в 20:13, просмотров: 5454
12 мая в Иркутской области — день траура. Губернатор Приамурья Игорь Есиповский, вступивший в должность всего полгода назад, погиб в авиакатастрофе. Он стал третьим губернатором, чья жизнь оборвалась в результате крушения вертолета.

О том, что губернатор Есиповский в праздничный день вылетел куда-то на частном вертолете в сопровождении председателя областного правительства Михаила Штонда и охранника Александра Шостака, не знало даже ближайшее окружение главы региона. Полет не был зарегистрирован должным образом. По словам вице-губернатора Сергея Сокола, вылет осуществлялся “с туристической целью”. По последним данным, губернатор отправился с облетом в район поселка Большое Голоустное, на территории которого создается особая экономическая зона “Ворота Байкала”. Сообщалось, что на борту вертолета должен был быть еще один человек, возможно, инвестор, который собирался якобы вкладывать деньги в проект. Но на месте крушения вертолета обнаружили четыре тела. Погиб еще пилот авиамашины Виктор Кунов. К поискам спасатели приступили 10 мая, когда стало ясно, что геликоптер с главой региона не вернулся в назначенное время в поселок Никола (откуда и был осуществлен вылет). Через три часа остатки вертолета были обнаружены в таежном урочище Малышкино, в 18 км от поселка Листвянка. Спасатели добрались к месту крушения лишь поздней ночью…  

И тут возникает еще несколько вопросов. Во-первых, предполагалось, что Есиповский вылетел на новеньком вертолете американского производства “Bell-427”. Этот семиместный вертолет с экипажем 1 человек и дальностью полета 700 километров был приобретен всего за два дня до катастрофы. И, по идее, он должен был быть абсолютно исправен. Однако, как следует из остатков машины, обнаруженных на месте крушения, полет совершался на машине с бортовым номером RA-01895, который принадлежит геликоптеру “Bell-407”. Это далеко не новая машина, которая незадолго до поступления в распоряжение губернатора проходила ремонт турбин в Германии. К тому же этим вертолетом должны управлять два пилота.  

Вызывает вопросы у экспертов и характер повреждений. Детали машины и тела разбросаны на площади 500 квадратных метров, они сильно обгорели. Это может говорить о том, что вертолет взорвался в воздухе. Если бы геликоптер зацепился за кроны деревьев и упал с малой высоты, он бы не развалился. В связи с этим кажется несостоятельной версия, озвученная местными журналистами, которые вспомнили алтайский прецедент: мол, губернатор летал вовсе не с облетом экономической зоны, а на охоту. Тогда вертолет, зацепившийся за склон, рухнул на землю, но только деформировался, и при падении было несколько выживших.
 Здесь же явно шансов не было ни у кого. Да и местные жители, наблюдавшие момент катастрофы, сообщают, что сначала услышали хлопок, а потом увидели в небе объятую пламенем машину…  

Тело губернатора и других погибших должны были вчера доставить в Иркутск. А похоронен Есиповский будет в Москве. Как сообщила нам помощница супруги Есиповского, дети уже вылетели в Иркутскую область. Ведь Игорь Эдуардович — москвич. Во главе региона он чуть больше года. При этом официально в должность губернатора объединенной с Усть-Ордынским Бурятским АО Иркутской области он вступил в ноябре прошлого года. Супруга Есиповского Ольга Борисовна перебралась вместе с ним в Иркутск. Взрослые же дети остались в Москве. К ним отец наведывался урывками. Последний раз прилетал домой 6 мая.  

Подчиненные Есиповского говорят, что за столь малый срок он все же много успел — завершил объединение региона, заложил новый аэропорт “Иркутск-Новый”, занялся обновлением столицы региона, подготавливая ее к 350-летнему юбилею со дня основания.

Комментарий эксперта

Специалист по расследованию авиапроисшествий Валентин Николаев:


— Этот случай по своей причине похож на предыдущие катастрофы вертолетов, в которых погибли губернаторы Лебедь и Фархутдинов. Дело в том, что власть имущие относятся к вертолету как к внедорожнику. Сел, когда захотел, и полетел. Совершенно не обращается внимание на такие обязательные элементы, как разведка погоды, планирование маршрута, подготовленность экипажа. В данном случае так, судя по всему, и было. А значит, вертолет вполне мог зацепиться за гору (высоты здесь 1700—2000 метров). Кроме того, этой машиной должны управлять два пилота, но второго в ней не было. Не исключено, что его место мог занять, например, сам губернатор, чтобы “порулить”. Так, при расследовании одной из нашумевших авиакатастроф тело ВИПа нашли как раз рядом с телом первого пилота, а тело второго летчика — в хвосте самолета. На место отправился глава Минтранса Левитин, а не глава Росавиации, и обстоятельства трагедии (цель полета, его подготовленность и так далее) вряд ли станут достоянием общественности. Можно с уверенностью утверждать, что виноватым опять сделают пилота.

СПРАВКА "МК"

Игорь Есиповский — один из тех представителей нынешней элиты, который был обязан карьерным ростом своим личным деловым качествам. В отличие от многих нынешних скороспелых ученых он последовательно защитил сначала кандидатскую (в 1996 году), а потом и докторскую (в 1999 году) диссертации.  

Темой докторской работы Есиповского стало исследование о развитии технологий двойного применения на предприятиях ОПК в современных условиях. Не случайно, что впоследствии он возглавил департамент “Рособоронэкспорта” (где работал с 2001 по 2005 год), который не просто занимался товарами и технологиями двойного назначения, но и осуществлял это с применением взаимозачетов и бартерных поставок.  

В 2005-м Есиповский как представитель “Рособоронэкспорта” был назначен членом совета директоров ОАО “АвтоВАЗ”, который в том же году и возглавил. В 2006-м Есиповский ушел из Тольятти, но связи с заводом не потерял, поскольку остался консультантом Сергея Чемезова (бывшего главы “Рособоронэкспорта”, нынешнего руководителя корпорации “Ростехнологии”), ставшего главой Союза машиностроителей России.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Гибель российских губернаторов


28 апреля 2002 г. — в авиакатастрофе погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь.  

18 октября 2002 г. — в центре Москвы убит губернатор Магаданской области Валентин Цветков.  

20 августа 2003 г. — в результате катастрофы вертолета “Ми-8” на Камчатке погиб губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов.  

9 мая 2004 г. — в результате взрыва в Грозном погиб президент Чечни Ахмат Кадыров.  

7 августа 2005 г. — в ДТП погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов.  

20 сентября 2007 г. — на 76-м километре Ярославского шоссе в ДТП погиб губернатор Костромской области Виктор Шершунов.