Июньское проклятие “аэробуса”

Месяц начался и закончился катастрофами-близнецами

Чудеса случаются — на месте катастрофы в Индийском океане нашли выжившего ребенка. Увы, полутора сотням других людей, летевших на Коморские острова, не повезло.  

Июнь начался и закончился авиакатастрофой. И снова с “Аэробусом”. И снова над океаном. Меняется только тип самолета и место трагедии. 1 июня французский “А-330” упал в Атлантику. 30 июня йеменский “А-310” упал в Индийский океан.


Погибший самолет был частью сложного рейса, начавшегося в Париже. Как пишет французское издание Le Mondе, из парижского аэропорта Руасси вылетел аэробус “А-330”, сделал посадку в Марселе, а затем направился в столицу Йемена — Сану. В Сане пассажиры, намеревавшиеся лететь дальше, пересели на “А-310”. Этот рейс через Джибути должен был лететь на Коморы (архипелаг, лежащий к востоку от Африканского континента). По расписанию рейс должен был прибыть в коморскую столицу Морони около 2.30 по местному времени...

На борту аэробуса, принадлежащего компании Yemenia, находились 142 пассажира и экипаж из 11 граждан Йемена. Большинство пассажиров — граждане Коморских островов. По данным издания Le Point, на борту было 66 граждан Франции: 40 из них отправились в полет из Парижа, остальные — из Марселя. Говорят, что на борту были всего два пассажира с европейской внешностью. Большинство же, как полагают, — коморские выходцы с французскими паспортами. По оценке французского МИДа, во Франции живет до 200 тысяч выходцев с Коморских островов. И в Марселе, и его окрестностях живет большая коморская диаспора. Скорее всего многие из них летели семьями (среди пассажиров было трое младенцев) провести отпуск на исторической родине. Тем более что во Франции начались школьные каникулы. “Есть семьи, которые каждый год летом уезжают из района Марселя, чтобы воссоединиться со своими родными на Коморах и вместе провести отпуск”, — говорит Стефан Салор, коморский генконсул в регионе Прованс-Альпы-Кот-д’Азур.

Самолет должен был приземлиться в Морони, на острове Гран-Комор. Но упал в море, подлетая к международному аэропорту им. принца Саида Ибрагима. По некоторым свидетельствам, контрольная башня аэропорта получила информацию о приближении самолета, но затем связь с ним была утеряна. По неподтвержденным данным, катастрофа произошла после неудачной попытки приземлиться.

Коморские острова не располагают средствами для поисково-спасательных работ в море. С принадлежащих Франции островов Реюньон и Майотта к месту катастрофы были направлены два французских военных самолета, патрульное судно и фрегат Nivose. На одном из самолетов в зону поисков вылетели французские дайверы и медперсонал. Плавающие на поверхности воды тела и пятна топлива были обнаружены примерно в 16—17 морских милях от Морони. Уже через несколько часов после аварии были найдены несколько тел. Более того, коморская полиция сообщила, что спасателями обнаружен маленький ребенок, выживший после катастрофы.

Первая версия катастрофы — неблагоприятные погодные условия. Действительно, в районе аэропорта скорость ветра достигала 61 км/ч, а на море было очень сильное волнение. Потерпевший крушение лайнер был произведен в 1990 году, компания Yemenia (51% акций принадлежит правительству Йемена, 49% — Саудовской Аравии) использовала его последние десять лет.

 Аэробус налетал более 50 тыс. часов и выполнил 17 300 рейсов. Йеменская авиакомпания не внесена в “черные списки” потенциально опасных авиаперевозчиков. По словам министра транспорта Франции Доминика Бюссеро, эксперты из Главного управления гражданской авиации нашли большое число неисправностей при инспекции этого лайнера в 2007 году. Но с тех пор самолет в воздушное пространство Франции не возвращался.

Андрей ЯШЛАВСКИЙ.

Мнение эксперта

Александр АКИМЕНКОВ, летчик-испытатель:

— Катастрофа могла произойти из-за неисправности электроники. На Западе гидромеханическую связь между органами управления (штурвал, педали) и управления поверхностью (элероны, стабилизатор, руль высоты) заменили на электронику. Тогда при любом повреждении источника или цепей электрического питания самолет становится неуправляемым. Но на баланс крыла и стабилизатора при гидромеханическом управлении тратится больше топлива. Поэтому в западных самолетах центр давления перемещают к центру тяжести, при этом лайнер менее устойчив в полете.

 При физической неустойчивости создается искусственная устойчивость с помощью компьютеров, внедренных в управление самолетов, — при этом расходуется меньше топлива. Таким образом, западные авиакомпании получают прибыль в ущерб безопасности. Еще один важный момент — электромагнитная среда, в которой летит самолет, становится все более агрессивной, что не может не отразиться на электроцепях самолета. Эта агрессивная среда имеет тенденцию к увеличению, а полеты — тенденцию к все большей автоматизации и компьютеризации. В точке пересечения этих тенденций нужно ожидать катастрофы.

Екатерина ЕЛИСЕЕВА.

СЕРЬЕЗНЫЕ ИНЦИДЕНТЫ С САМОЛЕТАМИ AIRBUS (с 1992 по 2009 г.)

“А-300” — 18 инцидентов
“А-310” — 9 инцидентов
“А-330” — 5 инцидентов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру