Опознана половина шахидок

Данные о них противоречивы: одна известна, другая нет; приехали то ли порознь, то ли вместе

Данные о них противоречивы: одна известна, другая нет; приехали то ли порознь, то ли вместе
5 июля 2003 года. Смертница Зулихан Элихаджиева после совершения теракта на рок-фестивале в Тушине. В милиции не исключают, что такие же шахидки могут сейчас находиться в Москве.
Личность террористок и их сопровождающих пытаются установить с момента терактов в метро. В среду появилась информация, что мужчиной, который сопровождал смертниц, может быть 36-летний уроженец Чечни Казбек Матаев, ранее причастный к другим взрывам и подготовке террористок-смертниц. А ищут его по подозрению в незаконном обороте оружия и бандитизме. Ищут организаторов и среди родственников убитых подрывников “Невского экспресса” четырех братьев Картоевых в Ингушетии. Вместе с ними, напомним, был ликвидирован идеолог чеченских террористов Александр Тихомиров (Саид Бурятский).

Матаев — уроженец села Братское Надтеречного района республики. Его объявили в розыск еще в 2004 году. По данным чеченских силовых структур, в июле 2009 года Матаев организовал серию терактов в Урус-Мартановском районе, когда погибли военнослужащие. Затем он скрылся на территории Центральной России. Доказать участие Матаева в преступлениях не удалось, в связи с чем уголовное дело по этим статьям было прекращено. Также в связи с истечением срока давности было прекращено дело по статье “участие в незаконном вооруженном формировании”.  

По другой версии, в милиции считают, что Матаев скорее всего не имеет отношения к взрывам. В последние годы он проживал во Франции. А четыре года назад работал уборщиком в Монако.  

— Дозвониться до села Братское вы не сможете, там нет стационарных телефонов даже в администрации, — ответил “МК” сотрудник ОВД села Знаменское — одного из близлежащих к этому поселку населенных пунктов. — Но скорее всего информация о Матаеве — утка. Район у нас оппозиционный, и, если бы было известно, что один из жителей Братского, даже бывших, причастен к последним терактам, поверьте, там бы уже все вверх дном перевернули. А насколько мне известно, по этому поводу не было вообще никаких поручений или приказов. Здесь такая информация распространилась бы очень быстро, а я от вас впервые слышу, что террорист может быть родом из этих мест.  

Но даже если отбросить версию с Матаевым, ни у кого нет сомнений, что террористок кто-то сопровождал. Как нельзя исключать, что это может быть однофамилец того Матаева. В Чечне это довольно распространенная фамилия.  

О том, что террористы в скором времени объявятся, предупреждал глава сепаратистов Доку Умаров, который недавно воссоздал отряд боевиков-смертников “Риядус Салихийн” (“сады праведников”).  

Вербовкой и подготовкой смертников, а также организацией терактов с их участием эта группировка занималась в 2001—2006 годах. Группа была частью организованного подполья действующих на Северном Кавказе боевиков и была сформирована лично Шамилем Басаевым. Считается, что группа ответственна за большинство громких терактов первой половины нулевых годов, включая захваты заложников на Дубровке и в Беслане, взрывы в Тушине и у гостиницы “Националь”, подрывы метро в 2004 году.  

После гибели Басаева в июле 2006-го “Риядус Салихийн”, по всей видимости, прекратила свое существование. Однако после реорганизации боевиков группа возобновила деятельность. По крайней мере об этом свидетельствуют опубликованные в Интернете заявления нынешнего лидера боевиков Доку Умарова. По его словам, группа причастна к подрыву “Невского экспресса”. В опубликованных после смерти идеолога сепаратистов Саида Бурятского отрывках его писем также подтверждается, что смертник, атаковавший машину президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова, входил в группу. Оба боевика были уверены, что эти теракты — только начало.  

О количестве входящих в обновленную группу смертников, готовых совершить самоподрыв, ничего не известно. Скорее всего эта цифра всё время меняется. Изначально большую их часть составляли женщины, у которых в ходе боевых действий погибли родные. Они легче всего поддаются идеологической и психологической обработке вербовщиков. Напомним, что в последнее время силовики на Северном Кавказе действовали не слишком аккуратно. Так, в спецоперации в районе села Даттых было уничтожено несколько мирных сборщиков черемши.  

Умаров говорил о цифре 30 человек, Саид Бурятский — о 20 мужчинах. По другим данным, речь идет о 17 женщинах. А среди оперсостава столичной милиции циркулируют слухи один страшнее другого. В частности, что всего в Москву заслано 12 смертниц, которые планируют приурочить следующие теракты к Пасхе и 9 мая. Сообщается и другая шокирующая подробность: взрывы будут греметь не хаотично, а с таким расчетом, чтобы при соединении точек их проведения на карте столицы образовалась… звезда. Напомним, что не так давно Умаров распространил заявление, в котором пообещал перенести террористическую войну в российские города.  

Впрочем, в среду Доку Умаров якобы заявил о своей непричастности к взрывам в московском метро. Об этом сообщил Первый кавказский телеканал, вещающий на русском языке в Грузии. Он ссылался на аудиозапись, распространенную в Интернете от имени Умарова и имарата Кавказа. На аудиозаписи некий мужчина, представившийся Доку Умаровым, снимает с себя любую ответственность за эти теракты. Он утверждает, что вина за случившееся лежит на силах ФСБ. Однако в достоверности этой видеозаписи есть большие сомнения. Небезызвестный журналист Бабицкий, лично знающий этого бандита, заявил, что голос принадлежит другому человеку и не имеет отношения к Умарову.  

Появление же этой аудиозаписи легко объясняется тем, что чуть ранее секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев не исключил возможности появления “грузинского следа” при расследовании терактов в московском метро. Вот грузинская сторона и сварганила быстрый ответ. А госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили даже предложил России сотрудничество в расследовании.  

В среду в ходе видеоконференции, проведенной главой МВД Рашидом Нургалиевым, начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев заявил, что записи с видеокамер, установленных в московском метро, помогли следствию. То есть визуальные данные о террористках и пособниках у следствия есть.  

Теперь дело за агентурной работой. В блогах появилась информация, что боевики Саида Бурятского готовили теракт на 1 сентября прошлого года. А агентура получила эту информацию еще в июле. Шел разговор о подрыве электропоезда на перегоне между станциями “Шаболовская” и “Октябрьская”. Выбор места был мотивирован тем, что трупы погибших будут выносить к телецентру на Шаболовской и к зданию МВД, что лишний раз покажет беспомощность властей, поскольку картинка будет транслироваться на фоне силового ведомства. Теракта тогда удалось избежать.  

Но сейчас снова идет речь о Лубянке, которая ассоциируется с силовиками, поезде “Красная стрела”, отсылающем к “Невскому экспрессу... То есть вновь о привязке к силовикам и власти. Боевикам в первую очередь важна зрелищность. Из этого, видимо, и нужно исходить во время поиска потенциальных мест терактов.

КСТАТИ  

Во вторник фактически был воссоздан отдел по борьбе с терроризмом, существовавший в расформированном несколько лет назад ГУБОПе. Именно из его сотрудников в первую очередь был создан оперативный штаб, работающий в МВД. За это время опера отдела пошли на повышение и работали в разных управлениях, но теперь их собрали вновь, помня об эффективности работы подразделения.

Между тем вчерашние предположения “МК” подтвердились — террористки приехали в столицу поодиночке. При этом личность одной из них, взорвавшей себя на станции “Парк культуры” (ее “восстановленную” голову мы публиковали вчера), уже установлена.  

Во вторник сотрудники милиции опрашивали всех водителей рейсовых автобусов, прибывших с пассажирами из кавказских республик в дни, предшествовавшие теракту. Работали с собаками, которым перед этим давали понюхать вещи камикадзе, разорванных взрывами на станциях “Лубянка” и “Парк культуры”.  

Шофер рейсового автобуса Омар Халдузов опознал одну из погибших. Опознали ее и пассажиры автобуса, а также люди, выжившие после взрыва в вагоне метро.  

“МК” удалось побеседовать с водителем дагестанской компании “Махачкалатрансэкспресс” Надыром, на автобусе которой в столицу приехала одна из террористок.  

— Правда ли, что билет до Москвы можно купить без документов?  

— Не совсем так. Пассажиры, которые покупают билеты в Махачкале, обязательно предъявляют паспорт. Наши билеты именные. Кроме того, паспортные данные обязательно вносятся в путевой лист. Один из них остается у водителя, а другой передается в офис компании. Этой женщины в том списке нет.  

— А как же она попала в автобус?  

— Мы предполагаем, что наш коллега Омар Халдузов (кстати, он владелец этой машины) ее подсадил где-то. Автобус ведь идет 36 часов, а по дороге часто голосуют люди. Как правило, в каждом автобусе три водителя, очевидно, они хотели подзаработать. Это на их совести. Скорее всего в паспорт женщины никто не заглядывал, соответственно, и в ведомость ее не внесли.  

— Багаж пассажиров как-то досматривается?  

— В Махачкале водитель спрашивает каждого туриста, есть ли у него что-то запрещенное к перевозке. У нас не разрешено провозить рыбу, икру, коньяк. Мы говорим пассажирам, что они сами на границе будут отвечать за свою кладь. Таможенники у нас больно строгие.  

— Сколько рейсов совершается в Москву ежедневно?  

— У нашей компании каждый день в Лужники приходит по нескольку автобусов. А в связи с терактом график сейчас сильно сдвинулся. Все машины задержали в Москве на сутки. Водителей опросили, взяли отпечатки пальцев. Халдузов и его коллеги-сменщики будут в Махачкале в четверг-пятницу.  

— Правда, что Халдузов узнал террористку?  

— Другие водители передали в наш офис, что Омару показалась знакомой эта женщина на фотороботе. Но он не был в этом уверен на 100%. Мы все-таки думаем, что он обознался. Обычно люди, которые замышляют подобное, передвигаются на машинах. А потом ведь к теракту ведется длительная подготовка. Скорее всего эта смертница какое-то время жила в Москве.  

— Какие-то новые правила в связи с произошедшим в компании будут?  

— Да. Отныне всем водителям строго-настрого запрещено сажать пассажиров по дороге. Мы созвонились со всеми постами ГАИ и попросили, чтобы всех путешественников, которых нет в путевом листе, снимали с рейса.  

Слова Надира подтверждают и показания Халдузова. По словам Омара, из Дагестана в Москву он выехал 27 марта. Одна из остановок автобуса была в Кизляре. И именно там в автобус подсела предполагаемая террористка. Ее провожал мужчина, который и “голосовал”, а поскольку места в салоне были, шофер остановился. При посадке пассажирке не пришлось предъявлять никаких документов. Кстати, одна из пассажирок автобуса заявила, что раньше не раз видела эту девушку на рейсе.

 Впрочем, есть и другая версия, согласно которой террористка села в автобус, так сказать, официальным путем. И при оформлении билета даже назвала свою настоящую фамилию.  

Если во вторник на стоянку, где паркуются “челночные” автобусы в Лужниках, корреспондент “МК” прошел только по предъявлении паспорта (редакционное удостоверение “не прошло”), то уже в среду вход был свободный. Но не въезд. Автомобили и тем более автобусы по-прежнему тщательно досматривались.  

Слабая попытка корреспондента “МК” всучить взятку частным охранникам, кстати, провалилась. А на самой стоянке удалось застать только что приехавших челноков. Молодой человек и девушка приехали из Карачаево-Черкесии.  

— И раньше проверяли, но теперь по всей дороге трясли. И с собаками, и просто так. Документы проверяли всю дорогу. Особенно когда в Москву въезжаешь. И в области проверяли, и на МКАД.  

Сама площадка, где стоят междугородные автобусы, зримо напоминает административное деление в РФ. Отдельно паркуются автобусы из Ставрополья, отдельно из Дагестана и Чечни, отдельно карачаево-черкесские автобусы. Нурик — водитель автобуса из Дагестана — прибыл в столицу недавно. Ночью со вторника на среду. Ему я задаю те же самые вопросы. И, в частности, спрашиваю об Омаре Халдузове, водителе автобуса, на котором, по предположению силовиков, прибыли и террористки-смертницы.  

— Ну я с ним близко не знаком. Так, видел несколько раз. Он вчера и уехал. Его график такой — выезжает в субботу из Махачкалы, в воскресенье ночью или рано утром в понедельник в Москве. Как он запомнил тех людей, не знаю.  

— А что вы думаете о предложении ввести продажу билетов на междугородные автобусы по паспорту?  

— Я три года работаю, и все это время у нас, в Махачкале, пассажиры билеты покупают по паспорту. Разве что теперь еще и отпечатки брать станут?  

Вторую смертницу, которая прошла в метро, предположительно, через станцию “Юго-Западная” и устроила взрыв на станции “Лубянка”, пока никто из водителей не опознал. Но стражи порядка считают это лишь вопросом времени.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру