— Сбудутся ли надежды специалистов? Оправдаются ли мучения горожан? «МК» вместе с экспертами проанализировал плюсы и минусы реконструкции Каширского шоссе.
— По данным «Яндекс.Пробок» за последний квартал 2011 года, Каширское шоссе находится на
Главные изменения, которые ждут магистраль меньше чем через полтора года, — сокращение количества светофоров (благодаря появлению развязок и подземных пешеходных переходов) или изменение цикла их работы (приоритет, само собой, отдадут движению по Каширскому шоссе).
— Участок реконструкции Каширского шоссе начинается у МКАД и заканчивается на пересечении с Хлебозаводским проездом, — говорит представитель генподрядной организации «ИФСК АРКС», начальник управления по надзору за строительством Кирилл Ракчеев. — По проекту срок строительства — 3 года. Но мы взяли на себя обязательства закончить реконструкцию летом 2013 года. Фронт работ развернут на всем протяжении магистрали, строительство идет круглосуточно, но с ограничениями в зонах близости к жилым домам. Основные объекты строительства — искусственные сооружения.
Под искусственными сооружениями понимаются три автомобильных тоннеля: у МКАД, по Пролетарскому проспекту и на проспекте Андропова, а также шесть новых пешеходных переходов: напротив храма Иконы Божией Матери «Троеручицы» в Орехове-Борисове; у станции метро «Домодедовская» — за Ореховым бульваром; от торгового центра «Капитолий» — к домам № 84 и № 86 по Каширке; у станции метро «Каширская» (за пересечением с проспектом Андропова); два перехода через Пролетарский проспект: один ближе к Каширскому шоссе, другой чуть дальше. Плюс к тому будет реконструирован существующий переход в районе станции метро «Домодедовская», к нему рабочие достроят сход под будущим дублером Каширки.
Каширское шоссе расширят до 4 полос движения в каждую сторону (хотя на нескольких участках останется по 3 полосы), а вдоль него, от МКАД до Борисовских Прудов (с нечетной стороны), построят дублеры. «Расширение трассы произойдет в основном за счет ликвидации разделительного пространства (на ряде участков оно достигает ширины нескольких метров). Поэтому крупные торговые объекты мы не затронем, — обещает Кирилл Ракчеев. — Но придется перенести несколько палаток и гаражей».
В двух местах появятся одноуровневые развязки: на пересечении Каширки с Ясеневой улицей и на пересечении с улицей Борисовские Пруды. Чтобы не мешать основному движению, автомобили будут съезжать с основной магистрали на боковой проезд, а с него — поворачивать на прилегающую улицу.
Несколько остановок, на месте которых запланировано строительство подземных переходов или боковых проездов, уже сейчас отнесены в сторону (в частности, у станции метро «Каширская» и у домов №№ 84–86). Как только реконструкция трассы закончится, остановки вернут на место. С обеих сторон магистрали будет организована выделенная полоса для общественного транспорта.
КАКИЕ УЧАСТКИ НА ТРАССЕ ЯВЛЯЮТСЯ САМЫМИ ПРОБЛЕМНЫМИ?
Развилка с Варшавским шоссе. Пробка утром в сторону центра вызвана тем, что три полосы Каширского шоссе и четыре Варшавского сливаются в пять. Ситуация смягчается тем, что перед слиянием часть потока с Каширского шоссе уходит направо через Нагатинские проезды к набережным Москвы-реки.
Пересечение с Коломенским проездом. Перегрузка этого узла вызвана тем, что Коломенский проезд — единственная перемычка между Варшавским и Каширским шоссе на участке длиной около 10 км (от МКАД) из-за железнодорожных путей Курского и Павелецкого направлений. Пропускная способность развязки типа «клеверный лист» недостаточна для сходящихся здесь потоков, что вызывает пробки в течение всего дня. Кроме того, сразу за развязкой (в сторону МКАД) к шоссе примыкает местный проезд, и поворачивающие туда машины пересекают траекторию выезжающих на шоссе с Коломенского проезда, что приводит к аварийным ситуациям и заторам.
Участок у Онкоцентра. Пробка в сторону центра вызвана тем, что у метро «Каширская» шоссе сужается с четырех до трех полос. Более того, правая полоса обычно занята припаркованными машинами пациентов Онкоцентра и посетителей рынка у метро.
Пересечение с проспектом Андропова и Пролетарским проспектом. Эти проспекты являются городским продолжением магистрали М4, поток по которой огромен. Однако пересечение этой магистрали с Каширским шоссе выполнено в одном уровне, в виде двух светофорных перекрестков. Это вызывает огромные пробки. Многие водители пытаются объехать эти пробки по соседним улицам, что порождает проблемы по всему району, особенно на пересечениях Каширского шоссе с Котляковским проездом и Каширской аллеей.
Поворот на улицу Борисовские Пруды. Одноуровневый светофорный перекресток не справляется с нагрузкой, и пробка из ожидающих левого поворота мешает проезду в прямом направлении в область, особенно вечером. Есть проблемы и при движении в центр.
Орехово-Борисово. Каширское шоссе в сторону центра имеет только три полосы и не имеет восточного дублера (хотя западный дублер, направленный от центра, есть). Поэтому утром на шоссе образуются пробки из желающих проехать в центр.
КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ МАГИСТРАЛИ?
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин:
— Возражать против расширения старой московской магистрали трудно. Локальное улучшение движения, наверное, произойдет. А если чуть шире смотреть на перспективу развития улично-дорожной сети, то, я считаю, системного толку от реконструкции не много. Как бы мы ни расширяли трассы, они в конце концов упрутся в узкое горлышко. А в данном случае сразу два шоссе — Каширское и Варшавское — сливаются и упираются в Большую Тульскую улицу. Фактически мы расширяем дороги не там, где узко, а там, где есть свободная земля.
У зарубежных городов, столкнувшихся с резким ростом автомобилизации, тактика совершенно другая. Она заключается в четком различии двух понятий: улица и городской фривей (скоростная автострада с развязками). До этого понимания американские планировщики додумались в
Москве нужно построить сеть фривеев в городе. Это очень дорогое удовольствие, но это надо делать.
Руководитель экспертного центра probok.net Александр Шумский:
— Расширение Каширского шоссе от трех до четырех полос на участке между Коломенским проездом и станцией метро «Каширская» — мера, полезная для разгрузки шоссе. Но эффект будет ограничен недостаточной пропускной способностью развязки с Коломенским проездом, что приведет к перемещению затора к этой развязке.
Реконструкция перекрестка с улицей Борисовские Пруды с переносом левого поворота на дублер должна облегчить существующую проблему — блокирование Каширского шоссе автомобилями, ожидающими левого поворота. Но из-за недостаточной длины «кармана» эти же автомобили могут скапливаться в ожидании поворота и опять же тормозить движение по Каширке, только на несколько сотен метров раньше. К тому же проект не учитывает, что нынешние
Житель дома на Каширском шоссе Олег Гаврилов:
— Я живу как раз напротив участка реконструкции. Работы идут очень активно, но я как житель ощущаю неудобства. Дело даже не в том, что повсюду грязь, песок — стройка есть стройка. Удивляет другое. Например, с обеих сторон шоссе в районе дома 86 перенесли автобусные остановки на 100 метров, а подходов к ним не сделали. Приходится или идти по газонам, или прямо по дороге. Билетный киоск «Мосгортранса», установленный на четной стороне шоссе, почему-то не переехал вместе с остановкой, а остался на прежнем месте. Пассажирам, которые покупают в нем абонементы, непросто потом попасть на остановку: приходится топать 100 метров по оживленному шоссе. На другой стороне осталась пешеходная дорожка, ведущая к торговому центру, но прямо перед входом в магазин она перекрыта забором, причем ни одного предупредительного знака об этом нет. Людям приходится поворачивать восвояси и заходить с другой стороны. Ладно, я молодой, а каково мотаться туда-сюда бабулям или мамам с колясками?