Горожан поставят на ноги

В столице станет больше пешеходных зон

Столичные власти твердо решили вернуться к идее создания пешеходных зон. Уже в этом году, как пообещал Сергей Собянин, будут созданы интересные маршруты. Обустраивать их станут за счет городского бюджета. По крайней мере на первом этапе. Затем, по мере роста привлекательности этих мест для горожан и туристов, подтянется и бизнес. «МК» вместе с экспертами порассуждал, какие улицы можно сделать пешеходными без ущерба для движения транспорта.

В столице станет больше пешеходных зон

Одна из первых пешеходных зон в мире, которая считается образцом для подражания и сегодня, появилась в 1967–1972 годах в центре Мюнхена. Нынче в европейских городах существуют сотни свободных от автомобилей улиц, и их количество быстро растет.

Пешеходные зоны в Москве можно пересчитать по пальцам. Первая — улица Арбат — появилась в 1985 году. Кроме того, можно пройтись по Климентовскому, Столешникову, Камергерскому, Ипатьевскому и Лаврушинскому переулкам, а также по улице Кузнецкий Мост и части Школьной улицы.

Программа по развитию туристической зоны «Золотое кольцо Москвы», широко разрекламированная чиновниками в середине 2000-х, предполагала привлечь миллионы интуристов. В центре города должны были появиться 14 прогулочных маршрутов, но в действительности создан только один — от Лаврушинского переулка до Болотной площади.

Предполагалось, что участие в финансировании проекта будут принимать частные инвесторы. Но бизнес оказался не готов вкладывать огромные средства в реконструкцию улиц, которая включала в себя замену мостовых, обновление освещения, ремонт исторических фасадов зданий.

Потом у властей появилась идея превращения в пешеходную зону улицы Новый Арбат за бюджетные деньги. Замысел был масштабным и весьма дорогостоящим. Предполагалось пустить транспорт под землей, а на поверхности открыть новые торговые точки, специализированные сувенирные лавки, развлекательные заведения, художественные салоны. Начались даже предварительные работы, но кризис 2008 года заставил забыть о глобальной перестройке «вставной челюсти Москвы».

графика: Иван Скрипалев

Нынче в планах столичного правительства заложено создание пешеходных зон на шести набережных Москвы: Кадашевской, Крымской, Андреевской, Якиманской, Пушкинской и Воробьевской.

— При выборе маршрутов для пешеходных зон в первую очередь изучаются архитектурные и природные особенности территорий, — рассказал «МК» источник в горадминистрации, знакомый с проектом. — Так, например, маршрут по Кадашевской, Якиманской, а также Крымской набережной предусматривает обзор архитектурных памятников. А маршрут по остальным набережным больше отвечает интересам любителей природных красот: Пушкинская набережная проходит по краю парка Горького и Нескучного сада, Воробьевская соседствует с одноименным природным заказником.

Создание пешеходной зоны — на самом деле непростая работа, добавляет наш собеседник. Следует подумать не только о «смысловой» составляющей, но и обустроить инфраструктуру — например, подземные переходы. «В ближайшее время в связи с организацией туристических маршрутов появятся дополнительные пешеходные переходы на четырех набережных Москвы-реки: Пречистенской, Космодамианской, Раушской и Софийской, — сообщил „МК“ пресс-секретарь префекта ЦАО Москвы Павел Большунов. — В 2012 году мы начинаем разработку проекта бульвара с археологической экспозицией на самой короткой улице Москвы — Ленивке, организацию пешеходной зоны у станции метро „Новокузнецкая“ и пешеходного прохода между Лаврушинским и 1-м Кадашевским переулками».

Что касается туристическо-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы», архитектурно-планировочные предложения по 18 участкам пешеходных маршрутов уже разработаны. «Сейчас перед нами стоит задача подготовить проект — установить очередность пешеходных зон, разработать сметную документацию и сформировать программу. „Золотое кольцо Москвы“ — это дважды построенный храм Христа Спасителя, Патриарший мост, Бульварное кольцо, Болотная площадь. Всего в этих местах сосредоточено больше 250 памятников истории, архитектуры и культуры, и каждый может найти что-то интересное для себя», — добавил Павел Большунов.

Но главное, конечно, — это вывод транспорта, перенаправление движения на другие улицы, для чего необходимы расчеты и моделирование ситуации. Именно поэтому в качестве идей рассматриваются и предложения о создании пешеходных зон выходного дня, когда улицы закрываются для автомобилей только в субботу и воскресенье. Не исключена и прокладка по туристическим улицам маршрутов общественного транспорта — небольших экологичных автобусов и троллейбусов, которые будут двигаться с малой скоростью.

Кстати, именно из-за угрозы значительного ухудшения транспортной ситуации многие специалисты скептически относятся к идее организации пешеходного движения на центральных улицах. Напомним, недавно руководитель экспертного центра «Probok.net» Александр Шумский предложил перекрывать автомобильное движение на Тверской улице от Бульварного кольца до Моховой или Кремля каждое воскресенье с полудня до 22.00. В пример Шумский привел Крещатик в Киеве, который на выходные становится главным местом для прогулок туристов и горожан. Однако чиновники остерегаются проводить подобные эксперименты в Москве. «Тверская — достаточно значимая городская артерия, поток транспорта здесь ощутим даже в выходные дни, — говорят в мэрии. — К тому же на Тверской широкие тротуары, которые позволяют пешеходам двигаться совершенно свободно».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру