Большой Москве — большие планы

«МК» изучил проекты развития столицы и сравнил их с международным опытом

29.08.2012 в 17:46, просмотров: 5355

Международный конкурс «по формированию концепции развития Московской агломерации» близок к завершению. Осталось провести выставку работ авторских коллективов (она открылась в ЦПКиО) и выбрать победителей (это произойдет 4—5 сентября). Но уже сейчас ясно несколько вещей. Во-первых, ни одна из предложенных концепций не станет окончательным сценарием развития Большой Москвы. Процесс развития новых территорий будет, как не раз подчеркивалось, аккуратным и долгим. Пока лишь самые интересные идеи конкурсантов лягут в основу техзадания на новый генплан столицы. Некоторым же идеям суждено остаться курьезами — иначе как утопическими их не назовешь. Тем не менее — и это главное, что показал конкурс, — Москва успешно влилась в мейнстрим урбанизации и вскоре может на равных соперничать с ведущими городскими агломерациями мира. О международном опыте в этой сфере и о предложениях для Москвы мы расскажем в «Московском городовом».

Большой Москве — большие планы
фото: Геннадий Черкасов
URBAN DESIGN ASSOCIATES: Новая Москва. Федеральный город.

«Пристанище мигрантов» — место для Минтруда

Специалисты из голландской архитектурной команды «О.М.А.» с первых семинаров продвигали идею новых центров притяжения Москвы — аэрополисов, то есть городов, построенных около аэропортов. По мнению иностранцев, таких в столичном регионе должно появиться четыре: около «Шереметьево», «Внуково», «Домодедово» и Чкаловского аэропорта.

Воздушные ворота города, в свою очередь, предлагается соединить двумя кольцами железных дорог. По одному должны курсировать экспрессы с минимальным количеством остановок. По другому — классические пригородные электрички.

Помимо этого голландские архитекторы считают, что Московской области не нужно строить новые города. В регионе находится огромное количество дачных поселков. Некоторые из них по качеству не отличаются от небольших коттеджных городков. Соответственно, нужно создавать рабочие места около этих поселений. А чтобы сохранять мобильность населения, дачи и будущие центры притяжения необходимо соединить при помощи общественного транспорта.

Большое внимание было уделено переносу административных зданий из центра города. Министерства должны располагаться в тех местах, где находятся их профильные области. К примеру, в Астафьево специалисты предложили перенести Министерство транспорта, штаб квартиры компаний «Газпром» и «Сименс». Точку передислокации объяснить просто: здесь построен крупнейший железнодорожный испытательный полигон и вообще хорошо развита транспортная инфраструктура.

В наукограде Троицк не первый год работает ядерный реактор. В связи с этим голландцы предлагают перенести сюда Министерство энергетики.

Особые надежды архитекторы связывают с городом Домодедово. Они считают, что вокруг аэропорта «Домодедово» нужно сделать особую безвизовую территорию. Люди смогли бы прилетать к нам на самолетах из разных стран мира, проводить деловые встречи и покидать территорию государства. При этом оформлять визу им было бы не нужно.

По мнению иностранцев, у аэропорта Чкаловский нужно забрать функции военного объекта. Сюда можно было бы полностью переместить все грузовые авиаперевозки столичного региона, а заодно и разместить Министерство промышленности и торговли.

В Зеленограде не первый год существует особая экономическая зона. Власти пытаются развивать там новые виды наукоемкого производства. Следовательно, 10-й округ отлично подходит для размещения в нем Министерства образования и науки.

Рублево-Архангельское может стать новым финансовым центром. Там предлагается разместить штаб-квартиру Сбербанка и Министерства финансов. Иностранцы посоветовали Министерству ресурсов и Министерству природы переехать в район Солнцево. А Чертаново голландцы назвали «черной дырой бедности и пристанищем для мигрантов». Соответственно, здесь с успехом можно построить здание для Министерства труда.

Улицы в центре сделать пешеходными

Московские архитекторы из ЦНИИП градостроительства рассказали о том, что идею переноса министерств обсуждали еще при формировании нынешнего (устаревшего) генплана. Уже тогда чиновники сами не знали, смогут ли они переехать, и если да, то как. К примеру, МИД так и не дал проектировщикам четкого ответа.

При этом столичные специалисты считают, что территорию Москвы можно было бы реорганизовать без серьезных перетасовок. Речь идет о промзонах, занимающих около 20–30% площади города.

Впрочем, это предложение не означает, что не надо активно развивать ближнее Подмосковье. Наши архитекторы, как и их голландские коллеги, считают необходимым связать между собой аэропорты. Эту роль на себя должна взять железная дорога. Единственно, пути будут образовывать не кольцо, а скорее гигантскую букву «С». Линия пойдет от «Шереметьево» до «Домодедово» через запад.

Если взять конкретно Новую Москву, то основной зоной урбанизации предполагается сделать территорию от МКАД до ЦКАД. Развитие должно вестись путем создания «поясов». Ближний к кольцевой дороге — пояс экологии с лесом, дальше идет пояс с федеральным центром, потом — поселки, дальше, около ЦКАД, разместят логистические центры, а самые удаленные участки должны остаться нетронутыми.

Все «пояса» должны соединяться общественным транспортом. На территории Новой Москвы предполагается сделать несколько веток метро. Они должны переплетаться друг с другом, образуя пересадочные узлы.

Будущий «бюроград» специалисты советуют делить на функциональные кварталы: жилые, рекреационные, чисто административные. Сетка общественного транспорта должна быть сделана так, чтобы людям не надо было идти до ближайшей остановки больше 5–10 минут.

Из центра города архитекторы предлагают постепенно выводить автомобильный транспорт. Улицы же приспосабливать для пешеходов. К примеру, предполагается значительно расширить тротуары на Тверской.

Трамваи на Кремлевской набережной

Архитекторы из французской команды «ANTOINE GRUMBACH ET ASSOCIES» считают, что в Московской области необходимо развивать старые города-спутники: Можайск, Серпухов, Звенигород. Главными же экологическими зонами должны стать Юго-Западное направление, Ленинградское и Горьковское шоссе.

В вопросе развития транспорта иностранцы предложили нестандартный подход. Они нарисовали гигантскую транспортную магистраль, которая должна пройти от Комсомольской площади через Киевскую, Коммунарку и в конце выйти к границам Калужской области. К сожалению, архитекторы не пояснили, какой вид общественного транспорта будет курсировать по этой дороге: метро, электрички, трамвай или еще какой-то вид транспорта. Дело в том, что линия проложена через центр города мимо Кремля. В презентации на месте Кремлевской набережной нарисована пешеходная зона с трамвайными путями. То ли метро должно пройти снизу, то ли его вообще не предполагается делать — неясно. Французы мало рассказали об идее нового федерального центра. Все предложения сводятся к тому, что «бюроград» надо построить в районе Коммунарки вдоль трассы А101. Все административные здания расположатся с одной стороны дороги.

Есть у иностранцев и предложения по использованию привокзальных площадей. В частности, архитекторы посчитали целесообразным застроить жилыми домами всю территорию около Комсомольской площади, занимаемую сейчас железнодорожными путями. Примечательно, что такая же судьба назначена и Киевскому вокзалу.

В Новой Москве вместо метро надо сделать скоростные электрички

Команда из Архитектурно-дизайнерской мастерской А.А.Чернихова подошла к вопросу развития столичной агломерации глобально. Во-первых, специалисты считают, что необходимо развивать соседние областные центры: Ярославль, Калугу, Тулу и т.д., без этого проблема перенаселенности Москвы решена не будет. Во-вторых, столичные архитекторы делают ставку на существующие города Подмосковья. Агломерация должна совершенствоваться через модернизацию десяти областных городов: Дубна, Серпухов, Обнинск и т.д.

Проектировщики использовали в своей работе термин «экополитика». Фактически слово означает четкое территориальное функциональное деление. По словам специалистов, большая часть земель Подмосковья сейчас используется без какого-то конкретного плана. Необходимо выявлять территории, которые станут основой для последующей урбанизации. Упор сделан на то, что объекты и население сами должны быть готовы к переменам. Насильное развитие неприемлемо.

Архитекторы считают, что строить в Новой Москве ветки метро не нужно. Дело в том, что поездка из Алтуфьева до, скажем, Коммунарки на подземке будет длиться слишком долго. В качестве альтернативы предлагается ввести железнодорожные экспрессы.

Подходящим местом для парламентского центра специалисты назвали территорию ЗИЛа. В Коммунарке же предлагается создать финансовый комплекс. Два этих объекта, по мнению проектировщиков, надо соединить железной дорогой с Сити.

За территорией МГУ появится суперпарк

Любопытную концепцию предложили итальянские архитекторы из коллектива «STUDIO ASS SECCHI — VIGANO». Во главу угла ставится существующий природный рельеф. Он должен стать организующей системой для последующей застройки территории Новой Москвы.

Практически идея должна выглядеть следующим образом: на карту местности накладывается виртуальная сетка. Пересекающиеся линии обозначают дороги. Дальше сетка начинает «рваться» и подстраиваться под ландшафт. Реки, леса, сельхозполя вносят свою лепту. В результате у нас остаются естественные жилые анклавы, разделенные природными объектами.

Не меньшее внимание уделено вопросу озеленения в самой Москве. По мнению специалистов, в городе надо создать два суперпарка. Один должен появиться на базе парка Сокольники. (Видимо, за счет освобождения близлежащих земель и засадки оных деревьями.) Вторую зеленую зону предполагается разместить в районе МГУ. От главного здания в сторону МКАД существует незанятое пространство, оставленное как резерв для развития города.

Федеральный центр французы предложили расположить в поселке Московский. Выбор места архитекторы объяснили достаточно просто. Около городка находится мусорный полигон, кладбище. Переезд административного центра неизбежно приведет к облагораживанию территории. Таким образом, можно будет одним выстрелом убить двух зайцев: и жизнь людей улучшить, и центр столицы разгрузить.

Каналы, реки и мосты

Американская команда из Питтсбурга (URBAN DESIGN ASSOCIATES) создала свой проект Новой Москвы как некое подобие Венеции ХХI века. Источником вдохновения для архитекторов стали водные артерии и лесные массивы этого региона. Проектировщики соединили реки и озера мостами, запланировали дамбы и перешейки — и в результате получили красивейший холмистый ландшафт, который определили как «город в лесу и лес в городе». Элементы леса архитекторы прописали даже в дизайне некоторых строений. Жилую застройку Новой Москвы они сделали преимущественно малоэтажной, максимально насытив городское пространство водой, растительностью и рекреационными зонами. Высотное решение получили только здания федерального правительства и бизнес-центра. Причем эти районы по проекту тоже не должны быть целиком деловыми и офисными — здесь отводится место и жилой застройке, и общественным площадкам, и отелям, и конференц-залам, и многочисленным кафе и ресторанам, и удобным магазинам. Через реку расположится университетский район, а также медицинские и научно-исследовательские учреждения.

Трассу А-101 американцы не захотели делать автобаном. Они назвали эту дорогу мультимодальной, обустроив ее как бульвар с широкой зеленой зоной по центру, пешеходными и велосипедными дорожками по обеим сторонам. Вдоль автомобильной трассы американцы пустили линию скоростного трамвая с частыми остановками, чтобы москвичам было удобно добираться до разных пунктов назначения. Город будущего должен структурироваться вокруг общественного транспорта, сказали американцы. Не нужно строить все более широкие дороги, нужно научиться управлять транспортными потоками. Архитекторы предложили отдать приоритет железным дорогам, сделать движение транзитным, организовать беспрепятственное движение людей и товаров, для чего объединить разрозненные магистрали в единую сеть. Кроме этого присоединенные территории планируется опоясать внешней круговой дорогой наподобие МКАД.

фото: Геннадий Черкасов
ANTOINE GRUMBACH ET ASSOCIES: вид на Тушино.

Зарядье можно оставить для правительственных зданий

Несколько иной предстала Новая Москва в проекте архитектурного бюро «Остоженка». В противовес американцам, которые создали свой город на новом месте с нуля, отечественные архитекторы предложили избегать искусственных построений и следовать естественным законам развития города. Новые территории они предложили использовать как живой, природный ресурс — обустроить там медицинские и курортные центры, широкие природоохранные и рекреационные зоны, где москвичи, уставшие от суеты и цивилизации, могли бы напрямую пообщаться с природой. Больше всего архитекторы из «Остоженки» предостерегали власти сегодняшней Москвы от типовой застройки новых земель по образцу окраинных районов с безликими блочными многоэтажками. Помимо этого они раскритиковали намерение обустроить федеральный правительственный центр в Коммунарке — в 1930-е годы прошлого века там находился расстрельный полигон НКВД. Лучшее назначение этих земель — мемориал памяти жертв политических репрессий, считают проектировщики. Самым же подходящим местом для строительства правительственных зданий является территория Зарядья в Москве: расположение органов власти неподалеку от Кремля представляется архитекторам «Остоженки» более логичным. По их мнению, новый правительственный центр должен выполнять не только административные функции, но стать местом для культурных и общественных мероприятий. По части транспортного сообщения архитекторы предлагают пересмотреть движение на набережных, сделав его односторонним.

Среди наиболее креативных идей отечественных архитекторов — переустройство Киевского вокзала в городской парк-музей, наподобие вокзала д’Орсе в Париже (вокзала, перепрофилированного в музей искусств). По мнению проектировщиков, транспортную функцию Киевского вокзала следует пересмотреть и усовершенствовать: поезда дальнего следования перенаправить на Белорусский вокзал, а станцию для пригородных электричек обустроить на некотором удалении от вокзального здания. Таким образом, освободить несколько тысяч квадратных метров драгоценной городской земли, переквалифицировав ее в зеленые, прогулочные зоны.

Другими резервными зонами городского строительства архитекторы «Остоженки» назвали земли вокруг Москвы-реки. На Смоленской, Фрунзенской, Краснопресненской набережных можно оживить городскую застройку, создав целые массивы из жилых, офисных, административных зданий, продумать и построить новые транспортные и пешеходные мосты и запустить монорельс.

фото: Геннадий Черкасов
l'AUC: Офисный парк.

«Москваливуд» и «пояс ИКЕА»

Французская команда архитекторов «L’AUC» задалась целью изменить сам стиль московской жизни — сделать его более мобильным, демократичным и творческим. Проектировщики предложили заложить линейный правительственный центр в Коммунарке, создать научный и университетский городки на юге Троицка, соединив новые образования со старой Москвой широкими, просторными магистралями. Главным структурным компонентом, собирающим большой город в единое целое, по мнению французских архитекторов, должна стать магистраль А-101 — ее будет дублировать линия скоростных трамваев. Помимо этого они порекомендовали соединить между собой аэропорты и радиальные дороги, максимально разгрузив таким образом центр старой Москвы. Французы посоветовали объединить в одном месте и все аэроэкспрессы, что также позволило бы усовершенствовать транспортное сообщение.

Французская команда вообще не боялась экспериментировать и предлагать неординарные, яркие идеи. Например, создать на территории Новой Москвы некое подобие американского Голливуда — Moscowllywood. Подобные центры становятся магнитом для людей творческих, креативных профессий, считают архитекторы. На их взгляд, Moscowllywood может включить в себя офисы и арт-студии для представителей киноиндустрии, а также большой развлекательный центр с крытым водоемом и искусственным пляжем.

Не остались без внимания французских архитекторов и территории старой Москвы. Источником вдохновения стали, конечно же, река и природные парки. Вверх по течению от Сити проектировщики заложили элитный район Luxury River со зданиями разноэтажной застройки, на месте устаревших предприятий и промзон предложили создавать офисные парки и выставочные и художественные центры. ЗИЛ архитекторы посоветовали переквалифицировать в креативный кластер, а жилую и офисную застройку максимально разбавить зеленью и «отдыхательными» заведениями — кафе, ресторанами, небольшими кинотеатрами и рекреационными зонами. Помимо этого они посоветовали модернизировать зону торговых центров на пересечении МКАД и А-101, назвав ее «поясом ИКЕА», — здесь французы рекомендовали разбить жилые массивы для пенсионеров и студентов.

фото: Геннадий Черкасов
l'AUC: Крытый пляж в Moscowllywood.

Больше солнца!

Рикардо Бофилл из Барселоны предложил трансформировать Новую Москву в умный мегаполис. В первую очередь он рекомендовал заняться преобразованием так называемого постиндустриального пояса — промзон, устаревших советских фабрик и заводов, затем приступить к созданию единой транспортной системы в новой и старой Москве, а потом уже строить новые жилые и административные центры на юго-западе. Москва уже не круг, а комета с хвостом, заметил архитектор. Нужно переварить эту новую форму, привыкнуть к новым масштабам. В качестве терапии трафика Рикардо Бофилл посоветовал освободить центр старой Москвы от машин, сделать его пешеходным и историческим, переоборудовать офисы под культурные, торговые и рекреационные площади.

Архитектор рекомендовал поворачивать дома фасадом к солнцу, использовать природную энергию в бытовых, эстетических и оздоровительных целях — испанец ни минуту не сомневался в том, что Новая Москва может быть не менее солнечной, яркой и красочной, чем его родная Барселона. Не случайно в его презентации находит место идея протяженных общественных пляжей по берегам подмосковных рек, хоть на картинках они и выглядят немного неправдоподобно. Рикардо Бофилл поставил целью как можно скорее избавить москвичей от проблем с передвижением по городу. Как и другие участники конкурса, он сделал ставку на метро и железную дорогу, правда, оговорившись, что на строительство подземки и даже легкого метро потребуется слишком много времени. Как альтернативу он предложил высокоэффективные автобусы BRT, способные перевозить до 40 тысяч человек в час. Их движение контролируется единым компьютерным центром. По расчетам испанского архитектора, в ближайшее время можно будет запустить 450 км автобусных линий.