С новыми москвичами мэр встретился в поселке Мосрентген, расположенном на самой границе со старым городом. Жители Мосрентгена сразу пожаловались мэру на несколько стихийных рынков, которые образовались за последние годы на пересечении Калужского шоссе с Кольцевой дорогой. Оказывается, официальных документов, которые бы давали право существовать рынкам в этом месте, скорее всего нет. Кроме того, облетев на вертолете новые земли, мэр обнаружил множество подобных рынков не только близ Мосрентгена, а по всей новой столичной земле. По словам градоначальника, большинство рынков выглядят даже с высоты птичьего полета огромными и на них «страшно смотреть». В итоге мэр дал поручение департаментам убрать все незаконные объекты мелкорозничной торговли из Новой Москвы до 1 июля следующего года. Окончательное же решение, какие рынки сносить, а какие оставлять, будет принято на совещаниях с местными жителями. А по итогам предстоящих дискуссий будет сформирована «схема размещения нестационарных торговых объектов». Рынки, которые в нее не попадут, будут выведены из Троицкого и Новомосковского административных округов. Что же касается больших рынков, то их администрация должна в ближайшие месяцы предоставить городским властям проекты реорганизации своих территорий.
С документами, по которым должны строиться новые городские районы, также неразбериха. Так, у подавляющего большинства бывших сельских поселений отсутствуют генеральные планы — бумаги, регламентирующие, где будет поликлиника, где магазин, а где жилье. Этот факт и вызвал серьезную обеспокоенность столичных властей. Получается, что город не имеет единой концепции застройки. А значит, есть опасность стихийного нагромождения зданий. По словам мэра, на новых землях появляются громадные жилые комплексы, которые растут как грибы — прямо в чистом поле. Причем никакой привязки к инфраструктуре они не имеют. Как туда добираться новым квартирантам, непонятно. Все эти стихийные жилые кварталы были отмечены чиновниками на карте, по координатам которой каждая такая стройка в чистом поле будет проверена. А возможно, и приостановлена.
Сегодня, по словам мэра, уже выданы разрешения на строительство 16 миллионов квадратных метров недвижимости. Причем около двух третей из них — это жилье. Строиться же оно будет «не резервациями», как в некоторых местах уже происходит сегодня, а целым комплексом различных учреждений. То есть новые районы города не будут спальными. В них будут проектироваться детские сады, школы, магазины, поликлиники, чтобы жители не чувствовали себя обитателями пустырей. А в черте новых районов или по близкому соседству с ними власти собираются возводить офисы и предприятия, чтобы новым москвичам не пришлось ездить на работу в другой конец города. Например, в одном технопарке «Румянцево» планируется создать больше 100 тысяч рабочих мест. Пока же рабочими местами «рядом с домом» обеспечены всего лишь около 10 процентов новоявленных москвичей.
Существующая сеть дорог, по мнению градоначальника, уже сегодня не справляется с транспортными потоками. То ли еще будет, когда в новые дома въедут жильцы и откроются новые торговые комплексы. Проект одного из таких комплексов — в Мамырях — мэру понравился. Только вот его влияние на дороги слабо продумано. Иными словами, открытие комплекса в Мамырях может привести к транспортному коллапсу. Поэтому в ближайшее время на Калужском шоссе появится несколько дополнительных съездов в районе поселка. Правда, их еще предстоит спроектировать. Такие съезды и дополнительные развязки вместо стихийных рынков могут появиться и на пересечении Калужского шоссе с МКАД.
Сеть дорог мэр предлагает уплотнить. Так, в ближайшее время начнется строительство трасс Солнцев — Бутово — Видное, дорог до Сколкова. А возможно, ближе к весне специалисты разработают проект расширения Калужского шоссе.
Все это, конечно, хорошо. Но, по словам мэра, город не сможет самостоятельно справиться с прокладкой всех необходимых трасс — у московского бюджета не хватит на это денег. Помочь развитию новых земель предлагается частным инвесторам. В первую очередь вложиться в дороги мэр предложил инвесторам там, где они сегодня строят новое жилье и офисы. Например, вдоль Калужского шоссе, организовав от него множество удобных подъездов к своим объектам.
Для разгрузки существующих магистралей в Новой Москве запланировано строительство и платных дорог. Однако окончательного решения по этому вопросу пока не принято. Поэтому в ближайшие 1–2 года по Новой Москве можно будет передвигаться бесплатно.