Бизнесмены жалуются на дороговизну

Уполномоченный по правам предпринимателей в Москве Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ: «Я предвижу рост проверок на предмет нецелевого использования арендованной земли»

Теперь столичным малым и средним бизнесменам есть кому пожаловаться: в Москве вовсю работает институт уполномоченного по правам предпринимателя. Правда, как признался Михаил Вышегородцев, занявший пост омбудсмена, жалобы со стороны бизнес-сообщества стали приходить к нему задолго до назначения — еще с тех пор, как его кандидатура была озвучена. В общем, вникнуть в проблемы малого и среднего бизнеса Михаил Михайлович успел основательно. Поэтому в ходе пресс-конференции, а потом и онлайн-конференции, которые прошли в «МК», отвечал на все вопросы уверенно. Самые интересные ответы мы публикуем в сегодняшнем номере.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Москве Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ:  «Я предвижу рост проверок на предмет нецелевого использования арендованной земли»

 — Как вы думаете, почему для назначения на этот пост выбрали вашу кандидатуру?

— В течение многих лет я занимался проблемами малого и среднего бизнеса, занимая пост главы профильного департамента в правительстве города. Однако после того, как власть в столице поменялась и обозначила совсем другие приоритеты развития города (транспорт, дорожное строительство, социальная сфера), я понял, что проблемы малого и среднего бизнеса отошли на второй план. Поэтому я принял решение перейти работать в Торгово-промышленную палату России. Ну а то, что еще в прошлом году пост уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве предложили «Гражданской платформе», очень правильно. Ведь предприниматели — основные сторонники нашей партии. Однако прежде чем согласиться на эту должность, я встретился с мэром, чтобы понять, насколько серьезны в этом вопросе намерения у властей. И я увидел, что ситуация действительно изменилась, что власть готова оказывать поддержку развитию малого и среднего бизнеса в нашем мегаполисе. Поэтому я и согласился.

— Если подвести предварительные итоги начала вашей деятельности, с какими вопросами к уполномоченному предприниматели сегодня обращаются чаще всего?

— Вопросы самые разные. До последнего времени было очень много обращений по нестационарной торговле, ведь власти поменяли политику в этом вопросе, и их действия вызывали нарекания. Я провел ряд встреч с предпринимателями и их общественными сообществами и разъяснил, что теперь той ситуации, при которой можно было арендовать в столице кусочек уличного перехода, поставить там ларек и сдавать его в 10 раз дороже первоначальной стоимости аренды, больше уже не будет. Власти все просчитали и решили, что гораздо выгоднее городу, — сдавать такие палатки в аренду конечным пользователям напрямую через конкурсы. Город решил быть эффективным собственником, и это правильно. В общем, эту политику я всем объяснил — в итоге сейчас обращений по этому поводу почти нет.

Зато с марта резко вырос поток обращений, связанных с дороговизной московской земли. Ее кадастровая стоимость действительно серьезно выросла, в ряде случаев — в разы. Например, в Зеленограде стоимость аренды в течение года повысилась в 6 раз! Гайки постепенно закручиваются, однако понимания этого вопроса у властей я пока не наблюдаю. Кроме того, я предвижу в ближайшее время рост количества проверок на предмет нецелевого использования или неправильной эксплуатации арендованной земли. А что еще остается предпринимателям? Кстати, если раньше первичные проверки заканчивались для малого и среднего бизнеса предупреждением, то сейчас сразу же накладывают штраф, что я также считаю неоправданной мерой. Сегодня мы активно работаем с судами, прокуратурой, правоохранительными органами, помогаем защищать интересы предпринимателей. Конечно, на решения судов и прокуратуры мы влиять не можем, зато можем способствовать тому, чтобы те или иные дела ставили на контроль. И вообще, сегодня уполномоченному очень комфортно работать с учетом появления электронного документооборота. Ответы от департаментов, управ, префектур мы получаем очень быстро. В ближайшее время мы планируем создать несколько Общественных советов при институте уполномоченного по защите прав предпринимателей. Например, экспертный Совет по хлебопечению, по кадастровой оценке земли.

— Согласно очередной концепции по реорганизации мелкорозничной торговли, реализацию рыбы в нестационарных павильонах города планируется свести на нет и просто не продлевать контракты аренды с уже имеющимися владельцами торговых точек. Взамен департамент пытается предложить альтернативные варианты размещения торговых точек — например, на первых этажах зданий. Но это ведь 20–30 метров площади — так много не нужно, а арендная плата становится в разы выше. Почему бы не оставить те торговые точки, которые отвечают всем уже имеющимся санитарным и другим нормам?

— В соответствии с законом я реагирую на те жалобы, которые касаются нарушений со стороны органов власти законов и постановлений. По этому вопросу могу сказать, что политика городских властей в отношении нестационарной торговли изменилась. И я не могу влиять на эту политику, потому что ее формируют профильные департаменты Москвы, и решения принимает коллегиальный орган — правительство города. Я обращался к заму мэра Наталье Сергуниной с просьбой сохранить нестационарные торговые объекты, которые украшают Москву. Среди них есть очень красивые, которые популярны, востребованы москвичами, но их придется снести по окончании договоров на право торговли. Я получил ответ: нельзя определить критерий, какой объект красивый, а какой — нет. Чтобы не получать коррупционную составляющую, город не пойдет на то, чтобы отойти от той политики, которую он выработал в отношении нестационарной торговли. Надеюсь, что новые разработки по торговым точкам поспособствуют украшению города.

— Что ждет торговлю через Интернет?

— К сожалению, законодатель сегодня принял свой план работы, который я бы назвал «завинчиванием гаек». Не содействие, не поддержка — а именно завинчивание гаек. И руководствуются в этом вопросе лишь желанием все запретить. Есть такая шутка: самый лучший сон полицейского — когда нет никаких жителей. Поэтому я не поддерживаю запретительные меры однозначно. Интернет-торговлю пытаются втянуть в налогооблагаемую базу. И уже были по почте какие-то решения, когда таможня не пускала посылки, приходившие из-за рубежа. Однако чем больше запретительных мер, тем больше желания у предпринимателей обойти их. Нужно садиться, дискутировать и находить общий язык.

У меня были обращения от тех, кто ввозил цветы из-за рубежа. Они говорили, что готовы выявлять в своей среде нечестных предпринимателей, которые обходят налоги. Это хороший посыл со стороны бизнеса. Если бы власти могли бы такой диалог организовать и если бы интернет-торговля встроилась в эту систему, было бы хорошо. Сегодня ведь очень многие не представляют себя без интернет-торговли.

— Имеет ли какие-нибудь привилегии малый бизнес перед средним?

— Могу сказать, что сегодня малому бизнесу, имеющему в аренде городскую собственность площадью до 300 квадратных метров, сохранены все льготы по аренде. У малого бизнеса есть льготный режим налогообложения, чего нет у среднего бизнеса. Малый бизнес может работать на основе патентов. Малый бизнес может получать субсидии и поддержку со стороны городских властей. Поддержка среднего бизнеса в распорядительных документах правительства Москвы не фигурирует.

— Почему часть помещений Департамента имущества города Москвы выставляется на продажу, а часть — в аренду? Хотелось бы купить одно помещение, но оно лишь в аренду сдается. Что делать?

— Согласно Федеральному закону, любой добросовестный арендатор помещения в уведомительном порядке может выкупить арендованное имущество. Ограничений со стороны города нет. Если предприниматель не арендует помещение, а только смотрит на те объекты, которые выставляет город либо в аренду, либо в собственность, это уже выбор: есть продавец, есть покупатель. Если продавец продает помещение, то это его решение. То же самое, если он его сдает. Могу сказать мнение одного из руководителей города, который отвечает за это. По его словам, задача такая: все, что приносит хорошую рентабельность, если сдается в аренду, оставить себе. Если эта рентабельность средняя, то продавать. Хозяин — барин.

— Почему в городе нет стоянок для такси?

— Они есть, но их совсем немного: на вокзалах, у станций метрополитена. Я считаю, что если у вас есть айфон в кармане и есть программа «Вызов такси», то стоянки такси вам совсем не обязательны. Другое дело, что нужно цивилизованно сделать стоянки у аэропортов. Меня радует, что много стало «желтых такси». Если их будет еще больше, то будет еще лучше.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру