Водители поездов метро оказались не на высоте

Даже победитель конкурса среди машинистов правильно ответил лишь на 17 вопросов из 25

03.07.2014 в 17:55, просмотров: 2210

В финале городского конкурса приняли участие по одному машинисту от каждого столичного депо — всего 16 человек. Они на время устраняли смоделированные технические неисправности и решали теоретические задачки на компьютере.

Корреспондент «МК» посмотрел на соревнования и пришел к невеселому выводу: теоретическую подготовку машинистов не мешало бы улучшить. Допусти они те же ошибки в реальной жизни, из тоннеля могли бы и не вернуться.

Водители поездов метро оказались не на высоте
фото: Наталия Губернаторова
Лучший машинист 2014 года Михаил Гирча пытается устранить серьезную поломку.

«Кто закончил, может подождать снаружи! — объявляет член жюри, он же замначальника отдела эксплуатации метро Михаил Маркин, и смотрит на часы. — У вас осталось пять минут». За компьютерами в Учебно-производственном центре метро — 16 финалистов городского конкурса на лучшего машиниста Московского метрополитена. Программа, специально созданная для проверки знаний учащихся, по одному выводит на экран тестовые задания. «Вопросы собраны по нескольким темам: это и должностная инструкция машиниста, и охрана труда, и электробезопасность, и первая медицинская помощь, — разъясняет Михаил Маркин. — Всего 25 вопросов, времени дается 30 минут».

Впрочем, программа часто «глючит», и время по-футбольному компенсируют. Через полчаса первые конкурсанты завершают испытание и выходят в коридор, оставляя на экране печальный результат своего труда. «Нет, ну что это? — удивляется Маркин. — Ты только посмотри, опять шесть правильных». Почти все участники уже за дверью, и можно подвести итоги. Программа автоматически выдает рейтинг конкурсанта — процентное соотношение правильных и неправильных ответов. Разброс большой, но даже лучшие не набрали больше 68%, а многие и вовсе остались на уровне 20–24%. А ведь это лучшие из лучших.

Интересуюсь у Маркина, почему результаты столь откровенно слабые. «Вы знаете, книжки с инструкциями очень толстые, и некоторые моменты со временем забываются, особенно те, что не встречаются в повседневной работе, — мой собеседник словно рад, что сумел усложнить жизнь конкурсантам. — С другой стороны, наверное, будем вносить какие-то коррективы в процесс подготовки. По итогам я обязательно соберу инструкторов. Просто всплыли некие моменты, которые вообще-то не должны всплывать. Их же всему учили, должны знать».

фото: Наталия Губернаторова
Конкурсант Владимир совершил грубую ошибку: перед началом ремонтных работ он не проверил целостность резиновых перчаток.

К примеру, один из конкурсных вопросов звучит так: «Обязательно ли использовать резиновые перчатки при работе с напряжением до 1000 В?» Участник дал на него неверный ответ, а значит, в реальных условиях, скорее всего, просто бы погиб. Двумя днями ранее в депо «Красная Пресня» проходил последний этап практической части конкурса. Двое участников на время устраняли смоделированные неисправности. И один из них во время испытания опять-таки элементарно не проверил цельность перчаток, не говоря уже о нарушениях процедуры, которые он допустил, устраняя поломку. «Со временем, когда немного поработаешь, уже руки начинают помнить, что нужно делать», — чуть позже сказал он, еще не осознавая, что руки, похоже, так и не запомнили.

К счастью, сымитированные ситуации не часто случаются в реальной жизни. «Утечка жидкости из труб тормозной магистрали или, скажем, потеря напряжения, надлом токоприемника, возгорание в вагоне — все это редкие случаи, — обнадеживает Михаил Маркин. — Но все они прописаны в инструкциях, и потому мы специально выносим их на конкурс — чтобы ребята чаще повторяли изученное». «Сколько работаю, такого, чтобы на ходу какая-то деталь отвалилась, не было, — комментирует практическое испытание молодой машинист Владимир. — Да и коллеги ничего подобного не рассказывали».

Лучший машинист 2014 года Михаил Гирча правильно ответил на 17 вопросов из 25. «Вопросы, честно сказать, сложные, — признался он после того, как был объявлен победителем. — Попадались и простые, но некоторые заставляли серьезно подумать». Рейтинга в 68%, вкупе с хорошим выступлением в практической части, Михаилу для победы хватило. «На практике он не проговаривал свои действия, а выполнял, — объяснил наставник машиниста Михаил Маркин. — Причем делал все строго по инструкции. Лишь местами допустил незначительные нарушения».

Победитель получит 100 000 рублей премии и досрочно повысит класс квалификации.